ШЛЕГЕЛЬ
(Schlegel) Фридрих (10.3.
1772, Ганновер,- 12.1.1829, Дрезден), немецкий критик, филолог, философ-идеалист,
писатель, теоретик романтизма. Брат А. В. Шлегеля.
Изучал
классич. филологию в Лейпциге. В статьях 90-х гг., написанных под влиянием
И. И. Винкелъмана, видел в др.-греч. поэзии прообраз истинного иск-ва,
воплощение "объективно-прекрасного", резко критиковал культуру и иск-во
нового времени за господство "манерного, характерного и индивидуального",
смешение жанров, неустанное стремление к "новому, пикантному и поразительному"
и т. п. ("Об изучении греческой поэзии", 1797). В 1796-1801 в Йене; издавал
вместе с А. Шлегелем журн. "Атенеум" ("Athenaeum", 1798- 1800), сформулировал
программные идеи йенского кружка романтиков. Утверждая теперь специфич.
ценность современного, "романтич." иск-ва (в его отличии от "классического",
античного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте. В многочисл.
фрагментах и афоризмах выдвинул утопич. идеал новой, универсальной поэзии
и культуры, эстетически преображающей мир, устремлённой к "бесконечной
полноте универсума", находящейся в непрестанном процессе творч. становления,
принципиальнонезавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих
созданий, сливающей воедино иск-во, философию, науку и религию (прообраз
такого слияния Ш. видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии,
зачатки к-рой усматривал в новейшем естествознании и послекантовской идеалистич.
философии,- "Разговор о поэзии", 1800). С этим связано учение об иронии
как
выражении незамкнутой динамики мира и познания, "чувства целого", побуждающего
художника к постоянному самовозвышению над ограниченностью своего "Я",
изображаемого материала и средств изображения. Роман, эта "энциклопедия
духовной жизни" индивида, - высший жанр новой поэзии, его идеальные образцы
- "В. Мейстер" Гёте и "Дон Кихот" Сервантеса. В неоконченном и фрагментарном
по форме романе Ш "Люцинда" (1799), вызвавшем обвинения в "непристойности",
содержалась романтич. теория любви и брака как духовно-телесного единства,
гармонич. взаимодополнения мужчины и женщины.
В 1802-04 Ш.- в Париже, издаёт журн.
"Европа" (1803-05), проникнутый идеей духовной общности европ. культуры.
В "Истории древней и новой литературы" (т. 1-2, 1813-15), продолжающей
традиции И. Г. Гердера и занимающей значит, место в утверждении
романтич. историзма, нац. лит-ры рассматриваются в их неповторимой индивидуальной
целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с религ.,
филос. и политич. историей. После обращения в католичество (1808) Ш. жил
в Вене, с 1809 - на австр. гос. службе, сотрудничал с Меттернихом. Республиканизм
и приверженность идеям Великой франц. революции в 90-х гг. сменились теперь
консервативно-романтич. идеалом "истинной империи", олицетворяемой австр.
сословной монархией [журн. "Конкордия"("Соnсоrdiа"), 1820-23]. В "Философии
жизни" (1828), "Философии истории" (т. 1-2, 1829), "Философии языка и слова"
(1830) развивал идеи универсальной "христ. философии". Критикуя различные
филос. системы, особенно нем. классич. идеализм, как формы "расколотого
сознания", предпосылкой подлинной "философии жизни", основанной на принципах
христ. "спиритуализма", считал восстановление внутр. целостности человеческого
сознания в единстве всех душевных способностей (разума, фантазии, воли
и т. д.).
Ш.- один из основоположников нем. санскритологии
и сравнит, языкознания ("О языке и мудрости индийцев", 1808).
С о ч.: Kritische Friedrich- Schlegel
- Ausgabe..., hrsg. v. E. Behler (u. a.), Munch. - [u. a.] 1956-77 (изд.
продолжается); в рус. пер.- Литературная теория немецкого романтизма. Л.,1934.
с. 169-210; Люцинда, в кн.: Немецкая романтическая повесть, т. 1, M.- Л.,1935.
Лит.: Берковский H. Я., Романтизм
в Германии, Л., 1973; E n d е г s C., Fr. Schlegel. Die Quellen seines
Wesens und Werdens, Lpz., 1913; A n s t e t t J.-J., Lapensee religieuse
de F. Schlegel, P., 1941; M e n n e m e i e r F. N., Fr. Schlegels Poesiebegriff,
Munch., 1971
Ю. H. Попов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я