ШОПЕН

ШОПЕН (Chopin) Фридерик Францишек
[22.2 (по др. сведениям, 1.3). 1810, Желязова-Воля, близ Варшавы,- 17.10.1849,
Париж], польский композитор и пианист. Сын франц. эмигранта Никола Ш.,
участника Польск. восстания 1794, и польки Ю. Кшижановской. Первые уроки
игры на фп. получил у сестры - Людвики Ш. С 1816 учился у чеш. пианиста
и композитора В. Живного в Варшаве. Пианистич. и композиторское дарование
Ш. проявил очень рано: в 1817 написал 2 полонеза в духе M. К. Огиньского,
в 1818 впервые выступил публично. Учась в лицее (1823- 1826), продолжал
совершенствоваться в игре на фп., концертировал, изучал теорию композиции
под рук. Ю. Эльснера (с 1822), затем по его классу окончил Гл. школу музыки
(учился в ней в 1826-29) в Варшаве. Творческое развитие Ш. проходило в
условиях подъёма посьск. нац.культуры. В студенческие годы он сблизился
с передовой интеллигенцией и революционно настроенной молодёжью. В 1825-29
в поездках по различным районам Польши знакомился с нар. творчеством и
бытом. В 1828 посетил Берлин, в 1829 - Вену, где выступил как пианист и
композитор, исполнив среди др. своих соч. "Вариации на тему Моцарта" для
фп. с оркестром. Варшавский период жизни (до ноября 1830) сыграл решающую
роль в творческом формировании Ш. На родине, восприняв опыт Огиньского,
Эльснера, M. Шимановской, Ф. Лесселя, К. Курпиньского, Ф. Островского и
др., он создал два концерта для фп. с оркестром (1829-30), фп. трио (1829),
"Большую фантазию" на польские нар. темы для фп. с оркестром (1830), краковяк
("Большое концертное рондо") для фп. с оркестром (1828), сонату (1828),
ряд полонезов и мазурок, ноктюрн ми минор (1827) и первые из 12 ч Больших
концертных этюдов" (1829-30;закончены в Париже, где Ш. завершил и др. циклы
фп. пьес). В соч., написанных в Польше, ощутима нац., нар. основа, выраженная
складом мелодии, характером ритмики, связанной с польск. танцами (мазур,
полонез) и особенностями гармонии, фактуры, и строением форм. В них полностью
проявилось интонационное своеобразие его музыки - широкое применение приёмов
переменности, особенно в сфере субдоминанты, "славянской кварты" (чередование
натуральной и повышенной IV ступеней),- характерное и для зрелых соч. Ш.
На основе нац. танцев он создавал и поэтичные фп. миниатюры, и большие
концертные пьесы с оркестром, насыщая их чертами поэмности. На родине он
начал также писать песни на слова польских поэтов; из неск. десятков сохранились
лишь 19 (опубл. посмертно).


Рубежным событием в жизни и творчестве
Ш. было Польское восстание 1830-31, заставшее его в Вене, откуда он направился
в Париж через Мюнхен и Штутгарт (там Ш. узнал о падении Варшавы). В Вене
и Штутгарте (1830- 1831) созданы (или начаты) 1-е скерцо (1831-32), 1-я
баллада (1831-35), "Революционный этюд" до минор (1831), ставший вскоре
знаменитым (одна из улиц Варшавы наз. Улицей Революционного этюда), и др.
соч. (MH. закончены в Париже). С сент. 1831 Ш. постоянно жил в Париже,
до конца своих дней сохранив духовные связи с Польшей. В 1832 Ш. начал
триумфальные концертные выступления в Париже, где он встречался с крупнейшими
деятелями лит-ры и иск-ва Франции и др. стран (Ф. Лист, Г. Берлиоз, В.
Беллини, Дж. Мейербер; Г. Гейне и Э. Делакруа). В 1834-35 Ш. совершил поездку
по Рейну с Ф. Гиллером и Ф. Мендельсоном (в 1835 познакомился в Лейпциге
с P. Шуманом). В 1835-36 выезжал на чеш. курорты, в кон. 1838 - на о. Мальорка
с Ж. Санд (неоднократно проводил в её имении Ноане летние месяцы); разрыв
в 1847 отношений с Ж. Санд вызвал ухудшение здоровья Ш. и ускорил его смерть.
В 1848 он гастролировал в Великобритании. Умер Ш. в Париже, где и находится
его могила; сердце композитора, согласно его предсмертной воле, перевезено
сестрой Ш. в Варшаву и замуровано в одной из Колонн в костёле Св. креста.


В наиболее значит, произв. Ш. парижского
периода преобладают героико-драматич., трагедийные образы, осн. на горьких
раздумьях над поражением Польск. восстания; музыка насыщается особенной
страстностью и глубиной переживаний, конфликтностью, силой и широтой образов;
вместе с тем углубляются черты нац. своеобразия. Важнейшей темой становится
воспевание патриотич. порывов и надежд, гибель к-рых вызывает скорбные
чувства. Трагич. кульминация творчества Ш. 30-х гг.- знаменитый "Похоронный
марш" ("Монблан музыкальных Альп", по выражению А. В. Луначарского), созданный
в 1837 и в 1839 включённый в качестве 3-й части в сонату си-бемоль минор.
Этот марш, сочетающий высокую трагедийность с проникновенной лирикой, вошёл
в погребальный ритуал во всём мире. Патриотич., нац. идеи нашли особенно
яркое выражение в фп. сонате си минор, в полонезах, отличающихся эмоциональным
богатством,- то рыцарственно-праздничных (полонез ля-бемоль мажор), то
трагических (фа-диез минор). Нац. начало рельефно выступает также в многочисл.
мазурках, над к-рыми Ш. работал с юности, развивая их метроритмич. основу,
подчёркивая своеобразие польск. танц. музыки и достигая мелодич. и эмоционального
разнообразия - от блестящей танцевальности до элегии; среди них есть и
изящные зарисовки польск. быта (Ш. называл мазурки "картинками"), и краткие
взволнованные рассказы о судьбах родины. Специфика польск. танц. музыки
сказывается и в вальсах Ш., насыщенных глубоким содержанием (они повлияли
на формирование т. н. парижского вальса). Своеобразна трактовка им жанров
фп. пьес. Он превратил прелюд (в т. ч. цикл из 24 фп. прелюдий во всех
тональностях, соч. в 30-е гг., изд. в 1839) из "введения" к фуге или к
др. произв. в самостоят, инструм. миниатюру, обладающую значит., сконденсированным
эмоциональным содержанием; это образные зарисовки, отражающие различные
настроения. Жанр ноктюрна был значительно развит Щ., наполнившим его контрастами
и драматизмом. Новое, более глубокое содержание композитор внёс также в
жанр экспромта, переосмыслил характер скерцо, введя в него патетику, фантастику,
эмоциональную переменчивость. Новую трактовку получил жанр этюда, в котором
сложные виртуозные задачи, относящиеся ко всем видам фортепьянной техники,
полностью подчинены образности, выразительности муз. содержания. Творчество
Ш.- одно из величайших достижений польск. и мировой художеств, культуры.
Основоположник польск. муз. классики, Ш. поднял нац. муз. иск-во на высочайший
художеств, уровень благодаря огромному композиторскому и исполнительскому
таланту и мастерству, новаторскому развитию нар. традиций, претворению
опыта мастеров нац. и мировой муз. культуры (особенно ценил музыку И. С.
Баха и В. А. Моцарта), прогрессивным идейным взглядам, высокому интеллекту,
этиКо-эстетич. и политич. убеждениям (возлагал надежды на народ и его освободит,
устремления). Его соч.- высшее воплощение в иск-ве человеческих чувств
громадного диапазона (от высокой трагедийности до проникновенного лиризма).
Вдохновенный пианист, Ш. создал оригинальный исполнительский стиль, отмеченный
напевностью, изяществом, сочетающий виртуозный блеск с глубиной и задушевностью.
Новаторство Ш. было понято немногими его современниками - прежде всего
Ф. Листом и Э. Делакруа (создавшим неск. портретов Ш.), а также M. И. Глинкой,
А. С. Даргомыжским, мастерами "Могучей кучки" и последующими поколениями
рус. композиторов. С 1927 в Варшаве проводится междунар. конкурс пианистов
им. Ш.; среди его лауреатов - MH. сов. пианисты (1-ю пр. на 1-м конкурсе
получил Л. H. Оборин). В Варшаве создано Об-во им. Фридерика Шопена, к-рое
занимается большой концертной, научно-исследоват., издат. и организационной
деятельностью.


Соч.: Correspondence de Frederic Chopin,
v. 1 - 3, P., 1953-60; Korespondencja Fryderyka Chopina, t. 1 - 2, Warsz.,
1955; Письма, 2 изд., т. 1, M., 1976.


Лит.: Пасхалов В., Шопен и польская
народная музыка, Л.- M., 1949; Лист Ф., Ф. Шопен, 2 изд., M., 1956; С ол
о в ц о в А., Фридерик Шопен, 2 изд., M., 1960; Фридерик Шопен. Статьи
и исследования советских музыковедов, M., 1960; Ивашкевич Я., Шопен, пер.
с польск., M., 1963 (Жизнь замечательных людей); Б э л з а И., Фридерик
Францишек Шопен, 2 изд., M., 1968 (в польск. пер.: Fryderyk Franciszek
Chopin, Warsz., 1969); Кремлев Ю, Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества,
3 изд., M , 1971; К а г l оw i с z M., Niewydane datychezas pamia.tki ро
Chopinie, Warsz., 1904; S z у m a n о ws k i K., Fryderyk Chopin, Warsz.,
1925; Hoesick F., Chopin. Zycie i tworczosc, t. 1-4, Krakow, 1962 - 68;
Michalowski K., Bibliografia chopinowska 1849-1969, Krakow, 1970; Ekier
J., Wstep do Wydania narodowegp dziel Fryderyka Chopina, cz. 1. Zagadnienia
edytorskie, Warsz., 1974.

И. Ф. Бэлза.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я