ШОУ

ШОУ (Shaw) Джордж Бернард (26.7.
1856, Дублин,- 2.11.1950, Эйот-Сент-Лоренс), английский драматург. По происхождению
ирландец. Ранние годы провёл в Дублине, по окончании школы (1871) служил
клерком. В 1876 переехал в Лондон, занимался журналистикой (в т. ч. муз.
рецензии) и лит-рой. Романы "Неразумный брак" (1880), "Любовь артиста"
(1881), "Профессия Кэшеля Байрона" (1882) и самый острый по социальной
тематике роман "Неуживчивый: социалист" (1883, отд. изд. 1887; рус. пер.
под назв. "Социалист-любитель", 1910) были отвергнуты бурж. издателями
и печатались в социалистич. периодике. В качестве одного из лидеров "Фабианского
общества"
Ш.
на протяжении ряда лет трудился в области непосредств. пропаганды идей
социализма, издавая спец. трактаты, брошюры и книги.


Уже в романах (лит. дебюте Ш.) определилось
ядро его творч. метода - парадокс как средство ниспровержения признанных
идеологич. устоев. Первая пьеса Ш. "Дома вдовца" (1892) вызвала, скандал
и успеха не имела, как и последовавшая за ней пьеса "Сердцеед" (1893).
"Профессия г-жи Уоррен" (1894), трактовавшая тему проституции, была впервые
поставлена в Англии в 1907. Трудности с постановкой вынудили Ш. издавать
пьесы (печать не подвергалась предварит, цензуре). Названные пьесы составили
сб. "Пьесы неприятные" (1898); тогда же был издан второй цикл - "Пьесы
приятные": "Оружие и человек" (1894), "Кандида" (1894), "Избранник судьбы"
(1895), "Поживём-увидим!" (1895). Следующий цикл - "Три пьесы для пуритан"
(1901): "Ученик дьявола" (1896- 1897), "Цезарь и Клеопатра" (1898), "Обращение
капитана Брасбаунда"(1899). Один из создателей совр. "драмы идей", Ш. утверждал
тип пьесы-дискуссии, в к-рой столкновение мнений, враждебных идеологий
ставило острейшие проблемы обществ, и личной нравственности. "Человек и
сверхчеловек" (1901-03) - "комедия и философия", по определению Ш., трансформирует
традиц. тему Дон-Жуана: героя преследует женщина. В эпизоде "Дон-Жуан в
аду" устами дьявола высказывается поразительная по силе критика пороков
капиталистич. цивилизации. "Другой остров Джона Булля" (1904) в образах
двух гл. героев противопоставляет не только нац. типы (ирландец и англичанин),
но соответственно "романтика" и "реалиста" (как их толковал Ш.). "Майор
Барбара" (1905) содержит критику бурж. филантропии; в пьесе - впервые у
Ш.- высказывается мысль о том, что бурж. насилию нужно противопоставить
силу, служащую социальному прогрессу и справедливости. Даже в решении частных
вопросов Ш. остаётся остросоциальным драматургом. "Дилемма врача" (1906)
показывает, как в бурж. условиях медицина теряет свой гуманный характер;
"Андрокл и лев" (1913) критикует догматич. христианство. Вопросам семьи,
брака, воспитания поев. "Женитьба" (1908), "Мезальянс" (1910), "Первая
пьеса Фанни" (1911). "Разоблачение Бланко Поснета" (1909) содержит обличение
религ. ханжества мещан. "Пигмалион" (1913), сталкивая проблемы речевой
культуры и общего духовного развития, выявляет нравственное превосходство
девушки из низов над внешне интеллигентным, аристократичным профессором
фонетики.


На Окт.. революцию 1917 в России Ш.
откликнулся гротескным фарсом "Аннаянска, большевистская императрица" (1918),
где со всей определённостью высказался за применение методов насилия в
целях преобразования общества. В пьесе "Дом, где разбиваются сердца" (1913-
1919), написанной под явным влиянием А. П. Чехова, Ш. обличает паразитизм
господств, класса, утрату им духовных ценностей, стирание индивидуальности
характера.


Д ж. Б. Ш о у. "Пигмалион". С. П. Кэмпбелл
в роли Элизы. Театр "Хиз маджестис" (Великобритания). 1914.


Напротив, в труде и решительном обновлении
всего уклада жизни видит спасение старый капитан Шатовер. Пенталогия "Назад
к Мафусаилу" (1918-20) - "метабиологическая"
драма из пяти не связанных
единством фабулы частей, причудливая утопия мира долгожителей."Святая Иоанна"
(1923) - трагедия, притом единственная у Ш. В ней в трактовку истории Жанны
д'Арк Ш. внёс новый мотив: Деве даёт силу не одержимость, а разум, к-рого
одинаково боятся и французы, и англичане. Когда после казни Жанны чопасность"
исчезла, её реабилитируют, однако никто не хочет, чтобы она вернулась к
жизни.


После неск. лет перерыва Ш. вернулся
к драматургич. деятельности, поразив мир свежестью и остротой своих "политических
экстраваганц" (т. е. эксцентрических комедий): "Тележка с яблоками" (1929),
"Плохо, но правда" (1931), "На мели" (1933), "Простачок с Нежданных островов"
(1934), "Женева" (1938), историч. пьеса "В золотые дни доброго короля Карла"
(1939), комедия "Миллионерша" (1936). Через все пьесы проходит мысль о
том, что капиталистич. общество зашло в тупик, бурж. демократия переживает
острейший кризис; осуждается фашизм ("Женева").


Д ж. К и л т и. Сцена из спектакля
"Милый лжец". А. О. Степанова в роли С. П. Кэмпбелл, А. П. Кторов в роли
Дж. Б. Шоу. МХАТ. 1962.


В 1931 Ш. посетил СССР, другом к-рого
был с первых лет Великой Окт. социалистич. революции. Боевой дух публициста
сказывался в выступлениях Ш до самой глубокой старости. Последние пьесы
Ш.- "Миллиарды Байанта" (1948), "Вымышленные басни" (1950).


Не сразу проникнув на сцену, драматургия
Ш. постепенно завоевала широкое признание и стала одним из центр, явлений
в лит-ре конца 19 - 1-й пол. 20 вв. Остропублицистич. творчество Ш. одухотворено
глубокими филос. раздумьями о социально-культурном и биологич. будущем
человечества. Замечат. мастерство драматурга способствовало тому, что его
пьесы стали рупором обществ, и филос. мысли. Лучшие пьесы Ш. прочно вошли
в репертуар MH. театров Сов. Союза. Нобелевская пр. (1925). Портрет стр.
463.


Соч.: The standard edition of the works
of B. Shaw, v. 1 - 36, L., 1931 - 50; в рус. пер.- Поли. собр. соч., т.
1-10, M., 1910- 1911; Избр. произв., т. 1-2, M., 1956; О драме и театре,
M., 1963; О музыке и музыкантах, M., 1965; Письма, M., 1971; Новеллы. M.,
1971.


Лит.: Луначарский А. В., Б.
Шоу, в его кн.: О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, M., 1958; Ромм
А., Дж. Б. Шоу, Л.- M., 1965; Образцова А., Б. Шоу и европейская театральная
культура на рубеже XIX - XX веков, M., 1974; Пирсон X., Б. Шоу, M., 1972;
Бернард Шоу. Биобиблиография, указатель к 100-летию со дня рождения, M.,
1956; Henderson A., G. В. Shaw, man of the century, N. Y., [1956]; Chesterton
G. K., G. B. Shaw, L., 1909; Bent ley E., B. Shaw, Norfolk (Conn.), 1957;
Woodbridge H. E., G. B. Shaw, creative artist, Carbondale, 1963; Kaufmann
R. J. (ed.), G. B. Shaw, a collection of critical essays, Englewood Cliffs
(N. Y.), 1965; С г о mpt on L., Shaw the dramatist, L., 1971; B e r s t
C. A., B. Shaw and the art of drama, Urbana, 1973. А. А. Аникст.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я