ШПЕНГЛЕР
(Spengler) Освальд
(29.5. 1880, Бланкенбург, Гарц,-8.5.1936, Мюнхен), немецкий философ-идеалист,
представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного
успеха гл. труда "Закат Европы" ("Der Untergang des Abendlandes", Bd 1-2,
1918-22, рус. пер., т. 1, 1923). В 20-е гг. выступал как публицист консервативно-националистич.
направления, близкий к фашизму, однако в 1933 отклонил предложение нацистов
о сотрудничестве. Гитлеровский режим подверг Ш. бойкоту, что не помешало
идеологам нацизма широко использовать положения Ш., превращая их в орудие
своей демагогии.
Решающее влияние на Ш. оказала философия
Ф. Ницше. Ш. исходит из понятия органич. жизни, подвергнутого неогранич.
расширению. Культура трактуется как "организм", к-рый, во-первых, обладает
самым жёстким сквозным единством и, во-вторых, обособлен Oт других, подобных
ему "организмов". Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет
и быть не может; идея прямолинейного прогресса подвергнута высмеиванию.
Ш. насчитывает 8 культур: егип., инд., вавилонская, кит., "аполлоновская"
(греко-рим.), "магическая" (визант.-араб.), "фаустовская" (зап.-европ.)
и культура майя; ожидается рождение рус.-сиб. культуры. Каждому культурному
"организму", по Ш., заранее отмерен определённый (ок. тысячелетия) срок,
зависящий от внутр. жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в
цивилизацию. Цивилизация :как противоположность культуры есть, с одной
стороны, эквивалент шпенглеровских понятий мёртвой "протяжённости", бездушного
"интеллекта", а с другой - стоит в контексте восходящих к Ницше концепций
"массового общества". Переход от культуры к цивилизации есть переход
от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героич. "деяний"
к механич. "работе"; для греко-рим. культуры он произошёл в эпоху эллинизма,
а для зап. мира - в 19 в. С наступлением цивилизации художеств, и лит.
творчество делается якобы ненужным; поэтому Ш. предлагает отречься от культурных
претёнзий и предаться голому техницизму. Признавая бессмысленность империалистич.
политиканства, Ш. зовёт принять её как "судьбу" настоящего и грядущих поколений.
Стиль изложения у Ш. построен на оперировании развёрнутыми метафорами,
причём метафорич. сближение слов часто подменяет логику понятий.
Соч.: Der Mensch und die Technik. Beitrag
zu einer Philosophic des Lebens, Munch., 1931; Reden und Aufsatze, [3 Aufl.l,
Munch., [1951]; Urfragen. Fragmente aus dem Nachlass, Munch., 1965; в рус.
пер.- Философия будущего, Иваново-Вознесенск, 1922; Пруссачество и социализм,
П., 1922; Пессимизм ли это?, M., 1922.
Лит.: Лазарев В. H., О. Шпенглер
и его взгляды на искусство, M., 1922; Освальд Шпенглер и закат Европы,
M., 1922; Давыдов Ю. H., Искусство и элита, M., 1966, с. 251 - 77; Аверинцев
С., "Морфология культуры" О. Шпенглера, "Вопросы литературы", 1968, № 1;
А с м у с В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, в его кн.: Избр. филос. труды,
т. 2, M., 1971; Hugh e s H. S., Oswald Spengler. A critical estimate, N.
Y., [1962]; Spengler-Studien. Festfabe fur M. Schroter zum 85. Geburtstag,
rsg. v. A. M. Koktanek, Munch., 1965.
С. С. Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я