ШПЕТ

ШПЕТ Густав Густавович [26.3(7.4).
1879, Киев,-23.3.1940, Томская обл.], русский философ-идеалист, последователь
феноменологии
Э.
Гуссерля. Окончил ист.-филологич. ф-т Киевского ун-та (1905). С
1907 в Москве, приват-доцент (с 1910) и проф. (1918-23) Моск. ун-та; в
1923-29 вице-президент Росс, академии художеств, наук (затем ГАХН). В концепции
Ш. универсальное понимание ("уразумение") означает отыскание "первых начал"
и "принципов" бытия, к-рые Ш. паз. "смыслами", "эйдосами", "идеями". Действительность
не просто "дана" в опыте, она, согласно Ш., "загадана", и обнаружение её
смысла достигается через раскрытие интуитивных актов человеческого разума.
Интуицию Ш. трактовал в духе рационализма P. Декарта, В. Спинозы и Г. Лейбница:
интуитивное "узрение сущности" полностью выразимо и сообщаемо средствами
дискурсивных, логич. определений, хотя разум изначально усматривает сущность
("смысл") гак же непосредственно, как непосредственно воспринимаются чувственно-данные
вещи. Опосредствование есть момент производный, это - описание, доказательство,
интерпретация. В соч. "Внутренняя форма слова" (1927) философия языка предстаёт
как основа философии культуры, предвосхищены MH. идеи позднейшей философии
-"герменевтики" (учения об истолковании). В 30-х гг. переводил и комментировал
произв. мировой, гл. обр. англ., лит-ры (Дж. Байрона, Ч. Диккенса и др.).
Перевёл "Феноменологию духа" Г. Гегеля (опубл. 1959).


Соч.: Явление и смысл, M., 1914; Философское
наследство П. Д. Юркевича, M., 1915; История как проблема логики, ч. 1,
M., 1916; Сознание и его собственник, M., 1916; Философское мировоззрение
Герцена, П., 1921; Очерк развития русской философии, ч. 1, П., 1922; Антропологизм
Лаврова в свете истории философии, П., 1922; Эстетические фрагменты, в.
1 - 3, П., 1922 - 1923; Введение в этническую психологию, в. 1, M., 1927.
А.
А. Митюшин.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я