ШПPAHГЕР

ШПPAHГЕР (Spranger) Эдуард (27.6.
1882, Грослихтерфельде, близ Берлина,- 17.9.1963, Тюбинген), немецкий философ-идеалист,
психолог, педагог, проф. ун-тов Лейпцига (с 1911), Берлина (1920-46), Тюбингена
(с 1946). В 1944 был арестован и заключён в Моабитскую тюрьму. Филос. взгляды
Ш- сложились в русле идей В. Дилътея
и
философии жизни, а
также учения о ценностях Г. Риккерта.
В осн. филос. соч. "Формы
жизни" (1914) развивал идеи целостной ("структурной") психологии, к-рую
он - в духе неокантианского разграничения "наук о духе" и "наук о природе"-
противополагал естественнонауч. "психологии элементов". "Духовнонаучная",
или понимающая психология
должна рассматривать душевный процесс
как нек-рую целостность в его смысловых связях, т. е. в его включённости
в определ. содержание культуры. Единств, путём познания любых духовных
форм Ш считал постижение индивидуальной структуры духа. Призывая освободиться
от "социологич. иллюзии"- сведения науки, иск-ва, нравственности и религии
к обществ, силам, Ш. признавал неразрывную связь социальной формы и культурного
содержания, но решающую роль отводил не формам обществ, отношений, а "лично-человеческому"
и "предметно-культурному" содержанию, развёртывающемуся в этих формах и
определяющему их ценность.


Автор работ по теории и истории педагогики
(в т. ч. о В. Гумбольдте, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеле), "Психологии юношеского
возраста" (1924, рус. пер. см. в сб. "Педология юности", 1931) и др.


Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1 -
, Tubingen, 1969-.


Лит.: Neu Т., Bibliographic
E. Spranger, Tubingen, 1958; E. Spranger. Sein Werk und sein Leben, HdIb.,
1964; Paffrath F. H., E. Spranger und die Volksschule, Bad Heilbrunn, 1971.
Ю.
H. Попов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я