ШРИФТ

ШРИФТ (нем. Schrift, от schreiben
- писать), графическая форма знаков алфавитной системы письма.
В
зависимости от техники воспроизведения Ш. различают след, его осн. виды:
р у к о п и сн ы й, написанный пером или др. инструментами на мягком материале
(папирусе, пергаменте, бумаге и др.; см. Палеография); рисованный,
нанесённый кистью или др. инструментом на вывесках, вазах, образцах тканей,
оригиналах переплётов, обложек, титульных листов и др. элементов изданий;
гравированный, вырезанный или высеченный на дереве, металле, камне или
др. твёрдом материале, используется для надписей на памятниках, архит.
сооружениях (эпиграфика) или на гравюрах; наборный, составленный
из отд. литер и др. элементов и предназначенный для ручного или
механизированного набора текста, воспроизводимого при печати гл. обр. на
бумаге (такие Ш., за исключением Ш. набарио-пишущих машин и фотонаборных
машин,
наз. типографскими). В узком смысле типографским Ш. наз. комплект
типографских литер, предназначенных для набора. Типографские, рисованные
и гравированные Ш., а также Ш. наборно-пишущих и фотонаборных машин, воспроизводимые
печатным способом, наз. печатными Ш.


В соответствии с назначением типографские
Ш. подразделяются на текстовые - для текстового набора; титульные - для
набора обложек, титульных листов, заголовков; акцидентные - для набора
малых типографских форм (дипломы, бланки, этикетки, объявления и т. п.).


По контрастности (отношение толщин
осн. и соединит, штрихов букв), наличию и форме засечек различают в основном
7 групп типографских Ш. (рис. 1). В особую группу входят Ш., к-рые по рисунку
не могут быть включены в указанные группы, в т. ч. рукописные, имитационные
(напр., Ш. пишущих машин) и др.


Рис. 1. Графические признаки основных
групп (гарнитур) шрифта: / - литературная (бывшая латинская), банникоаская,
типа гарамон; 2 - типа баскервилль; 3 - обыкновенная новая,
елизаветинская, типа бодони; 4 - академическая, школьная, бажановская;
5 - типа Телингатера; 6 - брусковая газетная, типа Мемфис; 7 - журнальная
рубленая, типа универс.


В зависимости от начертания, определяемого
в основном наклоном очка, его шириной и насыщенностью (отношение
толщины штриха к ширине внутрибукв. просвета), типографские Ш. бывают прямые,
курсивные, наклонные; нормальные, узкие, широкие; светлые, полужирные,
жирные. Ш. одного и того же начертания делятся на Ш. разных
кеглей;
Ш.,
разные по кеглю и начертанию, но одинаковые по характеру рисунка, объединяются
в одну группу, называемую гарнитурой шрифта. Каждая гарнитура имеет наименование,
напр, елизаветинская, банниковская, школьная и т. д. Ассортимент гарнитур
Ш., применяемых в типографиях СССР, регламентирован стандартами.


Рисунок первых типографских Ш. создавался
на основе рукописных Ш., напр, рукописного полуустава
(рис. 2, а,
1)-
рус. Ш., готич. Ш. (готического письма) (рис. 2,
а, 2)
-
лат. Ш. Первоисточником совр. рус. типографского Ш. является
гражданский
шрифт,
утверждённый Петром I в 1708 (рис. 2, а, 3);
первоисточником
совр. лат. Ш.- Ш. антиква (рис. 2, а, 4), возникший в эпоху Возрождения
в кон. 15 в. Нек-рые гарнитуры Ш., появившиеся ещё в нач. 20 в., применяются
в типографиях СССР до сих пор: литературная (ранее называвшаяся латинской),
елизаветинская, академическая (рис. 2, б, 5-7).


К числу гарнитур, разработанных в СССР
с кон. 40-х гг., относятся: обыкновенная новая (рис. 2, б, 8),
банниковская,
Лазурского (рис. 2, б, 9, 12) - для литературно-художеств. изданий
и книг по искусству (в основе - гражд. Ш. петровского периода и Ш. эпохи
Возрождения); школьная (рис. 2, б, 10) - для школьных учебников
и изданий для детей; новая газетная - для газет; журнальная рубленая -
для журналов (рис. 2, б, 11); Рерберга, акцидентная Телингатера,
бажановская, Кузаняна (рис. 2, б, 13-16) - для титульных элементов
(в основе - рисованные Ш. сов. художников) и MH. др. Часто одним и тем
же Ш. (обычно классич. образца) могут быть набраны издания политич., науч.,
художеств., детской и уч. литературы.


MH. рисунки совр. лат. Ш., широко применяемых
в зарубежных странах, созданы на основе классич. образцов, напр.


Рис. 2. Некоторые образцы шрифтов и
гарнитур: а - исторических; б - современных русских; в - современных
латинских; 1 - рукописный полуустав; 2 - готический;
3 - гражданский;
4
-
антиква; 5 - литературная; 6 - елизаветинская; 7 - академическая;
8
-
обыкновенная новая; 9 - банниковская;
10 - школьнал;
// - журнальная рубленая; 12 - Лазурского;
13 - Рерберга;
14
-
акцидентная Телингатера; /5 - бажановская;
16 - Кузаняна;
17
-
баскервилль; 18 - бодони; 19 - гарамон;
20 - универс;
21
- Мемфис.


гарамон (Франция, 30-е гг. 16 в., рис.
2, в, 19), кезлон (Великобритания, нач. 18 в.), баскервилль (Великобритания,
сер. 18 в., рис. 2, в, 17), бодони (Италия, нач. 19 в., рис. 2,
в,
18)
и др.; к оригинальным образцам совр. лат. Ш. относятся Ш. типа
египетских (с очень малой контрастностью, с засечками прямоугольной брускообразной
формы) - Мемфис (рис. 2, в, 21), бэтон, типа гротесковых (без засечек)
- футура, гилл-санс, универс (рис. 2, в, 20) и др.


Лит.: Шицгал А. Г., Русский
рисованный книжный шрифт советских художников, M., 1953; его же, Русский
типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения, M., 1974; С
пиров H. А.,


Проектирование и производство типографских
шрифтов, M., 1959; Большаков M. В., Гречихо Г. В., Шицгал А. Г., Книжный
шрифт, M., 1964; Тоотс В., Современный шрифт, M., 1966; Воронецкий Б. В.,
Кузнецо в Э. Д., Шрифт, 2 изд., Л., 1975; Upike D. В., Printing types.
Their history, forms and use, v. 1-2, Camb., 1962; K a p r А., Schriftkunst,
Dresden, 1971. А. Г. Шицгал.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я