ШТОПОР

ШТОПОР (голл. stopper, от stop
- пробка), 1) свёрнутый в спираль стержень из толстой, обычно стальной
проволоки (диаметром 10-20
мм);
имеет на конце швартовочное кольцо.
Ввинченный в грунт, дерево, лёд Ш. служит для швартовки самолётов, планеров,
вертолётов, небольших судов, крепления палаток и др. 2) Пробочник (нем.
Korkzieher), винтовой стержень с кольцом или рукояткой на конце, применяемый
для вытаскивания пробок и различных заглушек. 3) В авиации - особый, критич.
режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой
нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно
всех трёх его осей. При этом самолёт переходит на режим самовращения (авторотации).
Ш. подразделяется: по виду - на нормальный и перевёрнутый, по углу наклона
продольной оси самолёта к горизонту - на крутой (50-90°), пологий (30-50°)
и плоский (<30°), по характеру протекания - на устойчивый и неустойчивый.
Сваливание и попадание самолёта в Ш. происходит при выходе его на закритич.
углы атаки. В процессе лётных испытаний опытных самолётов для обеспечения
выхода из уже развившегося (устойчивого) Ш. применяются противоштопорные
парашюты или ракеты. Впервые преднамеренный ввод самолёта в Ш. осуществил
рус. воен. лётчик К. К. Apцеулов (1916). Проблемой Ш. в 1918-19 занимался
англ, учёный Г. Глауерт. Теоретич. обоснование Ш. разработано сов. учёным
В. С. Пышновым, а дальнейшие экспериментальные работы по Ш. выполнены
A. H. Журавченко.

С. Я. Макаров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я