ШТОС
(StoB) Фейт [по-польски
С т о ш или С т в о ш (Stosz, Stwosz) Вит] (ок. 1455, Хорб, Вюртемберг,-1533,
Нюрнберг), немецкий скульптор, живописец и гравёр, ознаменовавший своим
творчеством переход от средневековья к Возрождению в немецкой и польской
скульптуре. В 1477-96 работал преим. в Кракове. Из произв. Ш., созданных
в Польше (надгробие Петра из Бнина, камень, ок. 1494, Кафедральный костёл,
Влоцлавек, и др.), важнейшим является величеств, алтарь костёла Девы Марии
в Кракове (дерево, 1477-89, илл. см. т. 20, табл. VI, стр. 320-321), сочетающий
круглую деревянную скульптуру (в центр, части) с рельефом (на створках)
и живописью (пейзажные фоны в рельефах). Праздничная полихромия пластики,
богатство жизненных типов, драматич. сила чувств, подчёркнутая напряжённым
ритмом складок одежд, ставят краковский алтарь Ш. в ряд лучших памятников
европ. скульптуры. В 1496 Ш. вернулся в Нюрнберг, где преим. и работал
впоследствии. Его произв. 1490 - 1520-х гг. (т. н. Мадонна из дома Ш ,
ок. 1499, Герм. нац. музей, Нюрнберг; группа "Благовещение", 1517-18, в
Лоренцкирхе в Нюрнберге; алтарь собора в Бамберге, 1520-23; все - дерево)
свидетельствуют об углублении ренессансных тенденций: более мягкой и плавной
становится моделировка лиц, игра складок одежд и экспрессия жестов и поз
гармоничнее выявляют пластику форм (помимо этого, мастер всё чаще отказывается
от полихромии).
Лит.: Dettloff S., Wit Stosz,
t. 1 - 2, Wroclaw, 1961; Lutze E., Veit Stoss, 4 Aufl., Munch., 1968.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я