ШУБЕРТ
(Schubert) Франц Петер
(31.1. 1797, Лихтенталь, близ Вены,- 19.11. 1828, Вена), австрийский композитор.
Род. в семье школьного учителя. Его первыми муз. наставниками были отец
(скрипка), старший брат Игнац (фп.), регент приходской церкви M. Хольцер
(пение). В 1808 Ш. был принят "певчим мальчиком" в придворную капеллу;
с ним занимались В. Ружичка (генерал-бас), а затем (до 1816) А. Сальери
(контрапункт и композиция). В 1813-14 Ш. прошёл курс в учительской семинарии,
после чего работал помощником учителя в школе своего отца (до 1818), затем
ушёл из< семьи. В течение ряда лет Ш. давал уроки музыки, неоднократно
пытался получить постоянную муз. должность, но безуспешно. Вокруг Ш. сложился
кружок друзей - поклонников его творчества, к-рые оказывали ему посильную
материальную помощь (чиновник И. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И.
Майрхофер, худ. M. Швинд, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, комп. А. Хюттенбреннер
и др.). Пропагандистом песен Ш. стал певец M. Фогль. В кругу друзей и знакомых
часто собств. силами исполнялись соч. Ш.; такие вечера наз. "шубертиадами".
С 1821 произв. Ш. начали издаваться. Изредка, гл. обр. в летние месяцы,
Ш. выезжал за пределы Вены. В 1818 и 1824 в качестве учителя музыки дочерей
графа И. Эстерхази он побывал в Венгрии, где слушал нар. венг. и цыганскую
музыку; в 1819, 1823 и 1825 был с Фоглем в Верхней Австрии, в 1827 посетил
Грац. Песни Ш. приобрели большую известность. В 1823 он был избран почётным
чл. Штирийского и Линцского муз. союзов. 26 марта 1828 в Вене состоялся
концерт из соч. Ш., имевший большой успех. Осенью того же года Ш. заболел
брюшным тифом и скончался.
Живший в эпоху жестокой меттерниховской
реакции в Австрии, Ш. явился первым крупнейшим представителем муз.романтизма.
A. Шуберт.
В своих соч. он стремился воссоздавать
отсутствующий в жизни светлый идеал, запечатлевал тоску по нему, страдания
человека в чуждой и враждебной ему обществ, обстановке. Сердечность, задушевность
музыки Ш свойственные ей непосредственность, "открытость" выражения определялись
и личными качествами композитора. Музыка Ш тесно связана с нар. иск-вом
Австрии (хотя Ш. редко использовал в своих соч. подлинные нар. темы), с
бытовой музыкой Вены; нашёл отражение в ней и фольклор входивших тогда
в Австр. империю венгров, слав, народов. В музыке Ш. главенствует мелодия,
большое значение имеют колорит, красочность, обусловившие обогащение гармонии,
оркестровки. При всей новизне своей музыки Ш. сохранил тесную связь с традициями
венской
классической школы.
Важнейшее место в творчестве III. заняла
песня для голоса и фп. (нем. Lied; жанр, соответствующий романсу в рус.
музыке). Этот жанр III. сделал способным к воплощению глубокого содержания
за счёт более тесного единения слова и музыки, роста значительности и индивидуализации
муз. образов. Вокальная мелодия в песнях Ш. (нередко включающая речитативные
элементы) б. ч. заключает в себе целостное муз. обобщение. Партия фп. имеет
важное выразительное, а часто и муз.-изобразительное значение. Ш. развил
и обогатил прежние типы песен, создал новый тип песни сквозного развития
с объединяющим целое варьируемым мотивом в партии фп., а также первые зрелые
образцы песенного цикла. В песнях Ш. (ок. 600) представлены стихотворения
ок. 100 поэтов. Для каждого крупного поэта композитор находил соответствующие
поэзии стилистич. приёмы. Наибольшее значение для песенного творчества
Ш. имели И. В. Гёте (ок. 70 песен, в т. ч. "Лесной царь", "Гретхен за прялкой"),
Ф. Шиллер (св. 40, в т. ч. "Жалоба девушки", "Группа из Тартара"), В. Мюллер
(песенные циклы "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь"), Г. Гейне (6 песен,
в т. ч. "Двойник"), И. Майрхофер (47 песен). Выдающиеся песни композитор
создал и на тексты К. Ф. Д. Шубарта ("Форель"), Ф. Л. Штольберга ("Баркарола"),
M. Клаудиуса ("Девушка и смерть"), Г. Ф. Шмидта ("Скиталец"), Л. Релынтаба
("Вечерняя серенада", "Приют"), Ф. Рюккерта ("Привет", "Ты мой покой"),
а также M. Коллина, Я. H. Крайгера, Ф. Шобера("К музыке"), В. Скотта ("Ave
Maria"), У. Шекспира ("Утренняя серенада").
К песням Ш. примыкают квартеты для
муж. и жен. голосов, хоры, произв. типа кантат и ораторий. В духовных соч.,
из к-рых особенно значительны 2 последние мессы (1819 и 1828), Ш., подобно
И. С. Баху, выражал простые человеч. чувства. Завершённые композитором
3 оперы и 6 зингшпилей при его жизни не ставились и не стали репертуарными,
гл. обр. из-за плохих либретто. 3 драматические пьесы, к к-рым Ш. написал
музыку, не удержались на сцене, однако увертюра и танцы из музыки к пьесе
X. Шези "Розамунда..." (1823) широко исполняются.
В инструм. произв. Ш. часто использовал
напевные, закруглённые лирич. темы песенного типа, к-рые разрабатывал гл.
обр. как целое, давая им различное "освещение". Из 7 завершённых симфоний
Ш. последняя (до мажор, окончат, редакция - 1828) выдержана в героико-эпич.
тонах. Это величеств, соч., по словам В. В. Стасова, поистине гениальное
"по вдохновлению, по силе, по порыву, по красоте, по выражению „народности"
и „народной массы"...". Углублённым психологизмом насыщена двухчастная
лирико-драматич. "Неоконченная" симфония си минор (1822). Из концертных
увертюр популярность приобрели 2 "увертюры в итальянском стиле" (1817).
Многие камерные инструм. соч. Ш. связаны
с распространённым тогда в Австрии домашним музицированием, в т. ч. жизнерадостный
фп. квинтет "Форель" (1819), в предпоследней части к-рого варьируется тема
одноим. песни. Ряду сочинений присущи черты оркестральности. Наиболее значительны
струнный квинтет до мажор (1828) и 3 последних струнных квартета - ля-минорный
(1824), ре-минорный, включающий вариации на тему песни Ш. "Девушка и смерть"
(1824-26), и соль-мажорный (1826). Фп. музыка - одна из осн. областей творчества
Ш. В фп. сонатах Ш. испытал влияние Л. Бетховена, однако нашёл собств.
трактовку жанра. Лучшие из них - сонаты ля мажор (1819), ля минор (1823),
ля минор, ре мажор, соль мажор (1825), си-бемоль мажор (1828). В фантазии
"Скиталец", в к-рой использована тема одноим. песни, Ш. намечает структуру
симф. поэм Ф. Листа. "Экспромты" (11, 1827-28) и "Музыкальные моменты"
(6, 1818-28) - романтич. фп. миниатюры, предвосхитившие характерные черты
фп. музыки Ф. Шопена и Ф. Листа. Фп. танцы Ш.- вальсы, лендлеры, "немецкие",
экосезы, галопы (более 400) - важный шаг на пути к поэтизации танца. Ш.
создал также MH. соч. для фп. в 4 руки, в числе к-рых фантазия фа-минор
(1828), Венгерский дивертисмент (1824), вариации, марши, полонезы и др.
В нек-рых соч. Ш. последних лет ("Зимний
путь", песни на тексты Гейне) углубились драматич., даже трагич. настроения.
Однако и в эти годы им противостояли произв. (включая песни), исполненные
энергии, силы, мужества, жизнерадостности. При жизни Ш. получил признание
гл. обр. как автор песен; MH. его крупные инструм. сочинения были впервые
исполнены через десятилетия после смерти ("большая" симфония до мажор в
полном объёме впервые прозвучала под упр. Ф. Мендельсона в 1839, "Неоконченная"
симфония в 1865). Лишь к нач. 20 в. стали понимать, что Ш. велик не только
в песне, но и в инструм. музыке. Соч.: Werke. Kritisch durchgesehene Gesammtausgabe,
41 Bd, Lpz., 1884-97 (факсим. переизд., V. 1 - 19, N. Y.- Wiesbaden, 1965-69);
Neue Ausgabe samtlicher Werke. Ser. 1-8, Kassel - [и. а.], 1964- 1977-
(по 1977 вышло 15 т. разл. серий; изд. продолжается ).
Лит.: Венок Шуберту. 1828-1928.
Этюды и материалы, M., 1928; Глазунов А. К., Франц Шуберт. Очерк, Л., 1928;
Даме В., Франц Шуберт, пер. с нем., M., 1928; Жизнь Франца Шуберта в документах,
M., 1963; Воспоминания о Шуберте, M., 1964; Гольдшмидт Г., Франц Шуберт.
Жизненный путь, пер. с нем., 2 изд., M., 1968; Хохлов Ю., О последнем периоде
творчества Шуберта, M., 1968; его же, Шуберт. Некоторые проблемы творческой
биографии, M., 1972; Музыка Австрии и Германии XIX века, кн. 1, M., 1975;
Franz Schubert. Die Dokumente seines Lebens und Schaffens, hrsg. von O.
E. Deutsch, Bd 3, Sein Leben in Bildern, Munch.- Lpz., 1913; M i e s P.,
Franz Schubert, Lpz., 1954; Schubert. Die Dokumente seines Lebens, gesammelt
und erlautert von O. E. Deutsch, Kassel, 1964; Deutsch O. E., W а с k e
1 i ng D. R., Schubert. Thematic catalogue of all nis works in chronological
order, L., 1951; E i nstein A., Schubert, N. Y., 1951; его же, Ein musikalisches
Portrat, Z., 1952; V e t t e г W., Der Klassiker Schubert, Bd 1-2, Lpz.,
1953; Schubert. Die Erinnerungen seiner Freunde, hrsg. u. erlaut. von O.
E. Deutsch, 2 Ausg., Lpz., 1966; Brown M. J. E., Schubert, A critical biography,
L., 1958; его же, Essays on Schubert, L.- N. Y., 1966; Reed J., Schubert.
The final years, L., 1972.
Ю. H. Хохлов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я