ШУМАН

ШУМАН (Schumann) Роберт Александер
(8.6.1810, Цвиккау,-29.7.1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне),
немецкий композитор и муз. писатель. Родился в семье книгоиздателя; уже
в детстве проявил разностороннее художеств, дарование, в т. ч. музыкальное
(учился у педагога и органиста И. Г. Кунча). С 13 лет выступал как пианист.
С 1828 изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском ун-тах и одновременно
совершенствовал мастерство игры на фп. у известного педагога Ф. Вика. Изучал
теорию музыки под рук. композитора и дирижёра Г. Дорна (1831-32). Придумал
механич. приспособление для ускоренной тренировки пальцев, но повредил
им правую руку, разрушив т. о. мечту о деятельности пианиста-виртуоза.
В 1834 основал "Новый музыкальный журнал" ("Neue Zeitschrift fur Musik",
Лейпциг, был автором и ред. до 1844) - орган прогрессивного направления
в нем. музыке. Круг друзей-единомышленников, объединившихся вокруг журнала,
Ш. назвал "Давидсбундом" (по имени библейского царя-песнопевца, победившего
филистимлян). В 1840 женился на пианистке Кларе Вик (дочери и ученице Ф.
Вика). С 1843 Ш. нек-рое время преподавал в Лейпцигской консерватории (классы
фп., композиции и чтения партитур). Вместе с женой предпринял ряд концертных
поездок (в т. ч. в Россию, 1844). С 1844 жил в Дрездене, с 1850 - в Дюссельдорфе,
где наряду с композиторской деятельностью руководил хоровыми коллективами,
дирижировал симф. оркестром. С кон. 40-х гг. постепенно обострилась психич.
болезнь Ш., последние два года жизни он провёл в лечебнице (Эндених), где
и скончался.


Ш.- один из ярких представителей романтич.
иск-ва 19 в. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Ш. бросало
вызов духовной нищете мещанской Германии 1820-х - 40-х гг., звало в мир
пасокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. M.
Вебера,
Ш.
развивал демократич. и реалистич. тенденции нем. и австр. муз. романтизма.
Его произв. тесно связаны с нар.-бытовым иск-вом, с традициями нем. муз.
классики. При этом Щ. вошёл в историю музыки как один из самых смелых новаторов.
Расширяя границы и средства муз. яз., он стремился с полнотой и точностью
передать, с одной стороны, процессы духовной жизни, с другой - жизнь "вовне"
- связи и контрасты явлений, образующие "драматургию" жизни. Отсюда, в
частности, его стремление тесно сблизить музыку с лит-рой, поэзией.


Большая часть фп. произв. Ш.- циклы
из небольших пьес лирико-драматич., изобразит, и "портретного" жанров,
внутренне связанных между собой и образующих сюжетно-психологич. линию.
Один из самых типичных циклов - "Карнавал" (1835), в к-ром пёстрой чередой
проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Кьярина - Клара
Вик), муз. портреты Паганини, Шопена. Близки к "Карнавалу" циклы "Бабочки"
(1831, навеян произв. Жан Поля) и "Давидсбюндлеры" (1837). Цикл пьес "Крейслериана"
(1838, названный по имени лит. героя Э. T. А. Гофмана - музыканта-фантазёра
Иоганнеса Крейслера) принадлежит к числу высших достижений Ш. Мир романтических
образов, страстная тоска, героич. порыв отражены в таких произв. Ш. для
фп., как "Симфонические этюды" ("Этюды в форме вариаций", 1834), сонаты
(1835, 1835-38, 1836), Фантазия (1836-38), концерт для фп. с оркестром
(1841-45). Наряду с произв. вариационного и сонатного типов у Ш. имеются
фп. циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: "Фантастические
отрывки" (1837), "Детские сцены" (1838), "Альбом для юношества" (1848)
и др.


В вок. творчестве Ш. развивал тип лирич.
песни Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Ш. запечатлел детали
настроений, поэтич. подробности текста, интонации живой речи. Значительно
возросла у Ш. роль фп. сопровождения, дающего богатую обрисовку образа
и нередко досказывающего содержание песен. Наиболее популярный из вок.
циклов- "Любовь поэта" на стихи Г. Гейне (1840), состоящий из 16 песен,
в т. ч. "Если б цветы угадали", "Слышу ли песни звуки", "Я утром в саду
встречаю", "Я не сержусь", "Во сне я горько плакал", "Вы злые, злые песни".
Др. сюжетный вок. цикл -"Любовь и жизнь женщины" на стихи А. Шамиссо (1840).
Разнообразные по содержанию песни входят в циклы "Мирты" на стихи Ф. Рюккерта,
И. В. Гёте, P. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), "Круг песен" на стихи
И. Эйхендорфа (1840). В вок. балладах и песнях-сценах Ш. затронул весьма
широкий круг сюжетов. Яркий образец гражд. лирики Ш.- баллада "Два гренадера"
(на стихи Г. Гейне). MH. песни Ш.- простые сценки или бытовые портретные
зарисовки: музыка их близка к нем. народной песне ("Народная песенка" на
стихи Ф. Рюккерта, и др.).


В оратории "Рай и Пери" (1843, на сюжет
одной из частей "восточного романа" "Лаяла Рук" T. Мура), так же как в
"Сценах из Фауста" (1844-53, по И. В. Гёте), Ш. близко подошёл к осуществлению
своей давней мечты о создании оперы. Единственная оконченная опера Ш. "Геновева"
(1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене.
Творч. удачей явилась музыка Ш. к драматич. поэме "Манфред" Дж. Байрона
(увертюра и 15 муз. номеров, 1849). В 4 симфониях композитора (т. н. "Весенняя",
1841; 2-я, 1845-46; т. н. "Рейнская", 1850; 4-я, 1841-51) господствуют
светлые, жизнерадостные настроения. Преобладающее место занимают в них
эпизоды песенного, танц., лирико-картинного характера.


Ш.- автор 3 струнных квартетов (1842),
3 фп. трио (2 - 1847, 1851), фп. квартета (1842) и получившего широкую
популярность фп. квинтета (1842), а также сольных камерных произв. для
струнных и духовых инструментов, произв. для хора.


Ш внёс большой вклад в муз. критику.
Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков,
борясь против антихудожеств, явлений современности, он поддерживал новую
европ. романтич. школу. Ш. бичевал виртуозное щегольство, равнодушие к
иск-ву, скрывающееся под маской благонамеренности и фальшивой учёности.
Главные из вымышленных персонажей, от имени к-рых выступал Ш. на страницах
печати,- пылкий, неистово дерзкий и ироничный Флорестан и нежный мечтатель
Эвсебий. Оба они олицетворяли черты характера самого композитора.


Идеалы Ш. были близки передовым музыкантам
19 в. Его высоко ценили Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Ф. Лист. В России творчество
Ш. пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели
"Могучей кучки".


Соч.: Gesammelte Schriften iiber Musik
und Musiker, 5 Aufl., Bd 1 - 2, Lpz., 1914; Jugendbriefe, 4 Aufl., Lpz.,
1910; Briefe. Neue Folge, 2 Aufl., Lpz., 1904; Tagebiicher, Bd 1, Lpz.,
1971; в рус. пер.- Избр. статьи о музыке, M., 1956; О музыке и музыкантах.
Собр. статей, т. 1-2-А; M., 1975-78, Письма, т. 1, [M., 1970].


Лит.: Л а р о ш Г., Шуман как
фортепианный композитор, "Современная летопись", 1870, № 28 - 29; Каратыгин
В., Роберт Шуман, "Театр и искусство", 1910, № 22; Глебов Игорь [Асафьев
Б.]П. И., Музыкально-критические статьи, M., 1953; Стасов В., Лист, Шуман
и Берлиоз в России, M., 1954; Друскин M., Творческий метод Шумана, в кн.:
История и современность, Л., 1960; Житомирский Д., Шопен и Шуман, в кн.:
Фридерик Шопен, M., 1960; его ж е, Роберт и Клара Шуман в России, M., 1962;
его же, Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества, M., 1964; J а n s е n F.
G., Die Davidsbundler. Aus R. Schumanns Sturmund Drangperiode, Lpz., 1883;
Wasie1ewski J. W. v., R. Schumann, 4 Aufl., Lpz., 1906; A b e r t H., R.
Schumann, 4 Aufl., B., 1920; Robert Schumann in seinen Schriften und Briefen,
eingel. W. Boetticher, B., 1942; Worner H., Robert Schumann, [Z., 1949];
Eismann G., Robert Schumann. Ein Quellenwerk iiber sein Leben und Schaffen,
Bd 1-2, Lpz., 1956. Д. В. Житомирский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я