ЩЕБНЕОЧИСТИТЕЛЬНАЯ МАШИНА
путевая
машина для очистки балласта (щебня) от засорителей (мелкого
мусора, пыли и др.), ухудшающих упругие свойства балластного слоя и препятствующих
отводу влаги. Засорители появляются в балласте из-за истирания и разрушения
щебёнок динамич. нагрузками, вызываемыми проходящими поездами, в результате
уплотнения (подбивки) щебня под шпалами при ремонтах пути, просыпания частиц
руды, угля и т. п. с проходящих поездов. В связи с ухудшением фильтрующей
способности щебёночного слоя влага задерживается загрязнителями, местами
происходит разжижение щебёночного основания, появляются выплески, зимой
- пучины. В СССР наиболее распространено щебнеочистительное устройство
ЩОМ-Д конструкции сов. инж. A. M. Драгавцева (рис.), устанавливаемое на
электробалластере.
Это
устройство состоит из движущейся поперёк ж.-д. пути замкнутой сетчатой
ленты, охватывающей поднятую электробалластером рельсо-шпальную решётку.
Внизу лента скользит (со скоростью 12 м/сек)
по ножу, подрезающему
при движении Щ. м. слой щебня. Мелкие частицы, засоряющие балласт, на криволинейном
участке движения ленты через отверстия в ней выбрасываются на обочину;
крупные частицы попадают в бункер, ссыпаются на путь и разравниваются.
Производительность ЩОМ-Д - до 2000 м31ч,
рабочая скорость
- 1-3 км/ч. Щ. м., работающие без подъёма рельсо-шпальной решётки,
оснащены скребковыми механизмами, к-рые вырезают щебень и подают его в
очистит, устройство. Их используют гл. обр. для очистки щебня под стрелочными
переводами и станционными путями. Очистка щебня производится в среднем
1 раз в 8-10 лет, а на участках жел. дорог с интенсивным засорением (напр.,
угольной пылью) чаще. Использование балласта со спец. наполнителями, напр,
асбестом, может увеличить его срок службы до 15-20 лет.
Схема щебнеочистительного устройства:
/ - нож; 2 - сетчатая лента;
3 - рельсо-шпальная решётка;
4 -
бункер; 5 - щебень.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я