ЩЕПКИН

ЩЕПКИН Михаил Семёнович [6(17).11.
1788, с. Красное Обоянского у., ныне Белгородской обл.,-11(23).8.1863,
Ялта], русский актёр. Основоположник реализма в рус. сценич. иск-ве. Род.
в семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. В
1799 поступил в Судженское малонародное уч-ще, где в 1800 впервые выступил
в школьном спектакле (Розмарин - "Вздорщица" Сумарокова). В 1801-03 играл
в домашнем театре Волькенштейнов (одновременно исполнял обязанности официанта).
Проф. сценич. деятельность начал в 1805 в курской труппе Барсовых.
В 1816 перешёл в харьковскую труппу И. Ф. Штейна (лучшую на юге России),
завоевав вскоре положение первого комич. актёра. В 1822 по проведённой
подписке был выкуплен на волю. На провинциальной сцене Щ. исполнял разнообразные
роли, а также партии в комических операх. Его игра отличалась ярким темпераментом,
юмором, жизненной правдой. Уже в этот период Щ. проявил огромную наблюдательность,
удивительную работоспособность, серьёзно изучал теорию и практику сценич.
иск-ва. В 1823 Щ. был принят в труппу Моск. театра (с 1824 - Малый театр).
Формированию общественных и художественных взглядов Щ. способствовали его
тесные связи с передовыми деятелями рус. культуры (А. С. Пушкин, H. В.
Гоголь, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, T. Г. Шевченко и др.). Щ. был не
только участником первых пост, пьес А. С. Грибоедова, Гоголя, Пушкина,
И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, но и горячо их пропагандировал,
добивался снятия с них цензурных запретов. Огромное значение деятельность
Щ. приобрела в 30-40-е гг. Осуществив глубокий переворот в сценич. иск-ве,
он сблизил его с принципами пушкинского и гоголевского реализма. Щ. утверждал
важную гражд. миссию актёра, сочетал в своём творчестве нравственно-просветит.
и критико-обличит. функции. Противник зависимости от случайного вдохновения,
он стремился найти объективные законы иск-ва актёра, разработал метод сценич.
творчества, основанный на обобщении широких жизненных наблюдений. Указывая
на необходимость всестороннего осмысления исполнителем творческих задач,
подчинения всего творческого процесса "общей идее", Щ. говорил, что актёр
должен не копировать, а вникать " в душу роли", влезать "...так сказать,
в кожу действующего лица..." ("Записки. Письма..,", 1952, с. 250). Свои
лучшие образы артист создал в произв. рус. сатирико-обличит. драматургии,
стремясь к раскрытию типич. характеров, отражающих суть целой обществ,
и социальной группы. Преодолевая сопротивление цензуры, он добился пост,
пьесы "Горе от ума" Грибоедова, сыграв в ней роль Фамусова (1831, отрывки;
1832, полностью). Лишив Фамусова барской респектабельности, Щ. показал
его как бы выслужившимся Молчалиным, ненавидевшим всё новое. Глубокой жизненной
достоверности достиг Щ. в роли Городничего ("Ревизор" Гоголя, 1836), поднявшись
в ней до большого сатирич. обобщения, обличения николаевского режима. Сатирич.
типы дворян были созданы им в пьесах Гоголя - "Женитьба" (Подколёсин и
Кочкарёв), "Игроки" (Утешительный), "Тяжба" (Бурдюков); Пушкина - "Скупой
рыцарь" (Барон).


М. С. Щепкин и Н. В. Репина в водевиле
"Матрос" Соважа и Делурье.


Др. сторона творчества Щ. связана с
воплощением образов людей из народа. В пьесах укр. драматургов сыграл роли
Чупруна и Макагоненко ("Москаль-чаровник" и "Наталка-Полтавка" Котляревского),
Шельменко ("Шельменко-денщик" Квитко-Основьяненко), передав нар. характер,
нац. своеобразие своих героев. С глубоким проникновением раскрывал Щ. в
водевиле "Матрос" Соважа и Делурье трагич. судьбу старого матроса. "Торжество
его искусства,- писал Белинский,- состоит ...в том, что он умеет заинтересовать
зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от
страданий какого-нибудь матроса..." (Поли. собр. соч., т. 8, 1955, с. 533).
С психологич. глубиной, трогательностью играл Щ. роли Мошкина и Кузовкина
("Холостяк" и "Нахлебник" Тургенева). Одна из лучших ролей Щ. последнего
периода - Муромский ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, 1855). Выступал
также в пьесах A. H. Островского (Любим Торцов - "Бедность не порок" и
др.), Мольера (Гарпагон - "Скупой"), Шекспира (Полоний -"Гамлет") и др.


Законченную систему взглядов на актёрское
творчество Щ. выразил в письмах, высказываниях, воспоминаниях, беседах
с учениками. Его деятельность утвердила критич. реализм как ведущий творческий
метод в рус. театре. Традиции сценич. реализма, заложенные Щ., сыграли
большую роль в практике Малого театра, за к-рым упрочилось наименование
"Дома Щепкина". Сценич. заветы Щ. и проповедовавшиеся им этич. принципы
послужили основой реалистич. системы актёрского творчества, созданной К.
С. Станиславским (см. Станиславского система).


Лит.: M. С. Щепкин. Записки.
Письма.- Современники о Щепкине, M., 1952; А лперс Б. В., Михаил Семёнович
Щепкин (1788-1863), M., 1943; К л и н ч и н А. П., Михаил Семёнович Щепкин,
M., 1964; Г р и ц T. С., M. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества, [M.,
1966]. Ю.А.Дмитриев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я