ЩИТ ПРОХОДЧЕСКИЙ

ЩИТ ПРОХОДЧЕСКИЙ подвижная
сборная металлич. конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной
выработки и сооружение в ней постоянной крепи (обделки). Впервые Щ. п.
был применён в Великобритании M. И. Брюнелем при сооружении тоннеля под
р. Темза (1825). В СССР Щ. п. применяют с 1932; с их помощью сооружено
большинство тоннелей метрополитенов в Москве, Ленинграде, Киеве и других
городах. Щ. п. применяется при сооружении тоннелей различного назначения,
при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом.


Немеханизированные Щ. п. классифицируют
по форме поперечного сечения (круговое, эллиптич., подковообразное и прямоугольное);
по размерам сечения (большое - 8,5-9,75 м, среднее - 5,7- 6,7 м
и
малое - 2,6-3,6 м)] по способу ограждения забоя (без лобовой диафрагмы,
с рассекающими перегородками, с лобовой диафрагмой, с герметизиров. ограждением).
В Щ. п. (рис.) ножевое кольцо предохраняет от вывала породы из массива
и служит для частичного срезания мягких и сыпучих пород; в опорном кольце
размещают щитовые и забойные домкраты, трубы и пускорегулирующую аппаратуру;
консольная часть оболочки ограждает место монтажных работ.


Немеханизированный щнт: / - опорное
кольцо; 2 - ножевое кольцо; 3 - вертикальная перегородка;
4 -
выдвижная платформа; 5 - горизонтальная перегородка; 6 -
платформенный
домкрат; 7 - забойный домкрат; 8 - накладка; 9 - оболочка;
10
-
щитовой домкрат; // - опорная пята.


Перегородки - горизонтальные и вертикальные
- делят Щ. п. на рабочие ячейки, необходимые для безопасного ведения проходческих
работ по всему забою. Щ. п. перемещается при помощи щитовых домкратов,
к-рые упираются в торец обделки. Забойные домкраты служат для крепления
забоя, а платформенные - для выдвижения платформ.


В мировой практике широко применяют
механизированные Щ. п., к-рые различают: по области применения (для неустойчивых,
слабоустойчивых и устойчивых пород различной крепости); способу разрушения
пород (строгание, фрезерование, бурение, скалывание); типу рабочего органа
(роторный, качающийся, планетарный, комбинированный). Осн. размеры Щ. п.
зависят от диаметра обделки, геологич. условий проходки и типа механизиров.
оборудования. На скорость проходки влияют размеры сечения и тип Щ. п. и
при благоприятных условиях она достигает неск. сотен м/мес
(проходка
тоннелей на строительстве Ленинградского метрополитена - до 600 м/мес).
Конструкции
Щ. п. совершенствуют путём создания унифицированных режущих инструментов
и погрузочных ковшей, разработки взаимозаменяемых инструментов.


Лит.: Тоннели и метрополитены,
2 изд., M., 1975; Малевич H. А., Горнопроходческие машины и комплексы,
M., 1971.

В. П. Волков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я