ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА в этнографии,
направление, сложившееся в период становления этногр. науки (2-я пол. 19
в.) под влиянием эволюционного учения. Гл. представители Э. ш.-
Дж. Леббок, Дж. Мак-Леннан, Э. Тайлор, Дж. Фрейзер в Великобритании, А.
Бастиан, В. Вундт, Ю. Липперт в Германии, Л. Г. Морган в США, Д. H. Анучин,
M. M. Ковалевский, Xaрузины, Л. Я. Штернберг в России. Универсальным законом
обществ, развития они считали эволюцию культуры от низших форм к высшим,
от дикости к цивилизации. Прогрессивная идея о культурном единстве человечества
и использование фактов этнографии (а также мифологич., археологич. и др.
историч. источников) для реконструкции первобытной истории сочетались у
эволюционистов с неверным убеждением о полном тождестве историч. путей
разных народов. Эволюционисты рассматривали историю как сумму независимых
эволюции единичных элементов культуры и соц. структуры. Большинство из
них исходило не из материалистич. понимания общих законов человеческой
истории, но из идеалистич. тезиса о "психич. единстве" человечества и его
"элементарных идей" (Бастиан) и т. п., лежащих в основе всякой культуры.
К материалистич. объяснению истории приблизился Морган, рассматривавший
обществ, прогресс в связи с развитием средств существования; его труды
(наряду с работами др. эволюционистов) были использованы классиками марксизма
при создании подлинной науч. концепции первобытной истории. С кон. 19 в.
в бурж. этнографии начался пересмотр важнейших положений Э. ш. (К. Старке,
Э. Вестермарк). См. Культурно-историческая школа, Функциональная школа.
С
сер. 20 в. в этнографии США наметилась тенденция к использованию
осн. тезисов Э. ш. и согласованию их с новейшими данными науки (Л. Уайт,
"неоэволюционизм" Дж. Стьюарда и др.).


Лит.: Косвен M. О., Матриархат.
История проблемы, М.- Л., 1948; Токарев С. А., История русской этнографии,
M., 1966; И тс P. Ф., Введение в этнографию, Л., 1974. В. M. Вахта.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я