ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА к р и т о-микенская
культура, общее назв. цивилизаций бронз, века (3-2-е тыс. до н. э.) на
островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции н M. Азии (Анатолии).
Первые центры открыты раскопками Г. Шлимана в Микенах (1876),
А. Эванса на Крите (с 1899). С 19 и. исследовано неск. сотен памятников:
могильники, поселения, крупные города типа Полиохни на о. Лемнос с кам.
стеной вые. 5 м, Филакопи на о. Милос; царские резиденции - Троя,
дворцы
Крита (Кнос, Маллия, Фест), акрополь в Микенах. Развитие Э. к. проходило
неравномерно, её центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время.
Города, укреплённые стенами с башнями и бастионами, с обществ, зданиями
и храмами появились в зап. Анатолии в 3-м тыс. до н. э.; укреплённые поселения
в материковой Греции - в кон. 3-го тыс.; на Крите крепости неизвестны и
во 2-м тыс. до н. э. Выделяется неск. локальных археол. культур (цивилизаций)
(фессалийская, македонская, западноанатолийская, элладская культура,
кикладская культура, минойская культура),
входящих в Э. к. Хронологически
эти культуры принято делить на три осн. периода - ранний, средний и поздний,
а каждый период-на 3субпериода (I, II, III): напр., раннеминойский I, среднефессалийский
III и т. п. Процесс формирования Э. к. был сложным и длительным: культуры
зап. Анатолии и Cp. Греции возникли на основе местного неолита, на островах
вост. части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои; зап.-анатолийское
влияние было сильно и на др. о-вах. Ок. 2300 до н. э. Пелопоннес и сев.-зап.
Анатолия подверглись вражескому нашествию, о чём свидетельствуют следы
пожаров и разрушения на поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно,
индо-европ. происхождения) к нач. 2-го тыс. до н. э. изменилась материальная
культура материковой Греции, Трои, нек-рых островов. На Крите, не затронутом
нашествием, продолжала развиваться минойская культура; в нач. 2-го тыс.
до н. э. появилась иероглифич. письменность, с 1600 до н. э.- линейное
письмо A.
Cp. бронзовый век (1-я пол. 2-го тыс. до н. э.) - период
наибольшей консолидации Э. к., о чём свидетельствует определённое единство
материальной культуры: керамики, металлич. изделий и др. Ок. 1.600 до н.
э. вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев),
воины
к-рых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших
гос-в т. н. микенского периода вокруг др. центров - Микен, Тиринфа,
Орхомена.
Ок. 1470 до н. э. нек-рые центры Э. к. (особенно Крит) пострадали
от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское)
население, принёсшее новую культуру и линейное письмо Б. С кон. 13 в. до
н. э. Э. к. переживает глубокий внутр. кризис, сопровождающийся нашествием
дорийцев
и
"народов
моря",
что приводит Э. к. к гибели. В. С. Титов.


Эгейское искусство характеризуется
переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эгейского мира к
другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с иск-вом Др. Египта, Сирии,
Финикии. В сравнении с художеств, культурами Др. Востока эгейское иск-во
отличается более светским характером. Среди памятников 3-го тыс. до н.
э. выделяется погребальная пластика Киклад, "кикладские идолы",- мраморные
статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризов., лаконичных, монументальных
форм с чётко выраженной архитектоникой ("скрипкообразные" фигуры, обнажённые
женские статуэтки).


Приблизительно с 23 в. до н. э. ведущим
центром художеств, культуры стал Крит (расцвет в 1-й пол. 2-го тыс. до
н.э.). Иск-во Крита распространило влияние на Киклады и материковую Грецию.
Высочайшие достижения критских зодчих - дворцы (открыты в Кносе, Фесте,
Маллии, Като-Закро), в к-рых сочетание обширных горизонтальных плоскостей
(дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов,
лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально
богатый, насыщ. бесконечной изменчивостью впечатлений художеств, образ.
На Крите был создан своеобразный тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразит,
и декоративно-прикладном иск-ве Крита орнаментально-декоративный стиль
(20-18 вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи "камарес") сменяется
в 17-16 вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов
растит, и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением
мор. существ, произв. мелкой пластики, торевтики, глиптики); к кон. 15
в. до н. э. (предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают
условность, стилизация (фрески "тронного зала" и раскрашенный рельеф из
стука "царь-жрец" из дворца в Кносе, вазопись "дворцового стиля").


17-13 вв. до н. э.- период высокого
расцвета иск-ва ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились
на холмах, с мощными стенами т. н. циклопической кладки (из кам. глыб весом
до 12 тонн) и планировкой в 2 уровнях- нижний город (место убежища окрестного
населения) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилища
(дворцы и дома, как и на Крите, строились на кам. цоколях из сырцового
кирпича с дерев, связями) складывается тип прямоугольного с портиком здания
- мегарона, прообраз др.-греч. "храма в англах". Лучше др.
раскопан дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы
с т. н. ложным сводом и дромосом ("гробница Атрея" близ
Микен, 14 или 13 вв. до н. э.). Изобразит, и декоративно-прикладное иск-во
ахейской Греции испытало сильное влияние иск-ва Крита, особенно в 17-16
вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из "шахтовых гробниц" в Микенах).
Местный стиль характеризуется обобщённостью и лаконичностью форм [рельефы
на надгробных стелах "шахтовых гробниц", погребальные маски, нек-рые сосуды
("кубок Нестора")-из погребений]. Иск-во 15-13 вв. до н. э., как и критское,
большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе,
Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным
формам и обобщению (геральдич. композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных
ворот в Микенах). н. M. Лосева.


Лит.: Полевой В. M-, Искусство
Греции. Древний мир, M., 1970; Сидорова H. А., Искусство Эгейского мира,
M, 1972; [С о к о л о в Г.], Эгейбкое искусство. [Альбом], M., 1972; M
о н г а и т А. Л., Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века,
M., 1974; Б л а в а тская T. В., Греческое общество второго тысячелетия
до новой эры и его культура, M., 1976; Schachermeyer F., Die altesten Kulturen
Griechenlands, Stuttg., [1955]; Demargne P., Naissance de l'art grec, Р.,
1974; Matz F., Kreta, Mykene, Troja, [5 Aufl.], Stuttg.- Gotta, [1962];
Renfrew C., The emergence of civilisation. The Cyclades and the Aegean
in the third millennium B. C., [L., 1972]; V e г m e uIe E., Greece in
the bronze age, Chi.- L., 1972; History of the Hellenic world. Prehistory
and grotohistory, Athens - L., 1974.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я