ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат.
exsistentia - существование), или философия существования, иррационалистич.
направление совр. бурж. философии, возникшее накануне 1-й мировой войны
1914-18 в России (Л. Шестов, H. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в
Германии (M. Хайдеггер, К. Ясперс, M. Бубер) и в период 2-й мировой войны
1939-45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, M. Мерло-Понти, А. Камю, С.
де Бовуар). В 40- 50-х гг. Э. получил распространение и в др. европ. странах;
в 60-е гг. также и в США. Представители этого направления в Италии - Э.
Кастелли, H. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок X. Ортега-и-Гасет;
в США идеи Э. популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К Э. близки
религ.-филос. направления: франц. персонализм (Э. Мунье, M. Недонсель,
Ж. Лакруа) и диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, P. Бультман).
Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора,
M. де Унамуно, Ф. M. Достоевского и Ф. Ницше. На Э. оказали влияние философия
жизни
и феноменология Э. Гуссерля.


Расходясь с традицией рационалистич.
философии и науки, трактующей опосредование как осн. принцип мышления,
Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредств. нерасчленённую целостность
субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия
само переживание, Э. понимает его как переживание субъектом своего "бытия-в-мире".
Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование,
или
экзистенция (к-рая, согласно Э., непознаваема ни научными, ни даже филос.
средствами). Для описания её структуры MH. представители Э. (Хайдеггер,
Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологич. методу Гуссерля, выделяя
в качестве структуры сознания его направленность на другое - интенциональность.
Экзистенция "открыта", она направлена на другое, становящееся её центром
притяжения. По Хайдеггеру в Сартру, экзистенция есть бытие, иаправленное
к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры
экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования:
заботы, страха, решимости, совести и др., к-рые определяются через смерть
и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания
от него и т. д. Поэтому именно в "пограничной ситуации" (Ясперс), в моменты
глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего
существа.


Определяя экзистенцию через её конечность,
Э. толкует последнюю как временность, точкой отсчёта к-рой является смерть.
В отличие от физич. времени - чистого количества, бесконечного ряда протекающих
моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо; оно
выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет
существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т. д. Экзистенциалисты
подчёркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают
его в связи с такими экзистенциалами, как "решимость", "проект", "надежда",
отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер
времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением,
ожиданием. Историчность человеческого существования выражается, согласно
Э., в том, что оно всегда находит себя в определённой ситуации, в к-рую
оно "заброшено" и с к-рой вынуждено считаться. Принадлежность к определённому
народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологич., психологич.
и др. качеств, всё это - эмпирич. выражение изначально ситуационного характера
экзистенции, того, что она есть "бытие-в-мире". Временность, историчность
и ситуационность экзистенции - модусы её конечности.


Др. важнейшим определением экзистенции
является трансцендирование, т. е. выход за свои пределы. В зависимости
от понимания трансцендентного и самого акта трансцендирования различается
форма философствования у представителей Э. Если у Ясперса, Марселя, позднего
Хайдеггера, признающих реальность трансцендентного, преобладает момент
символический и даже мифо-поэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное
невозможно познать, а можно лишь "намекнуть" на него, то учение Сартра
и Камю, ставящих своей задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит
критич. характер.


Э. отвергает как рационалистич. просветительскую
традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую,
для к-рой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении
его "сущностных" сил. Свобода, согласно Э.,- это сама экзистенция, экзистенция
и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в "направленности-на",
в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями Э.
определяется их трактовкой трансценденции. Для Марселя и Ясперса это означает,
что свободу можно обрести лишь в боге. Поскольку, по Сартру, быть свободным
значит быть самим собой, постольку "человек обречён быть свободным". Свобода
предстаёт в Э. как тяжёлое бремя, к-рое должен нести человек, поскольку
он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим
собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности. Мир,
в к-рый при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название "man":
это безличный мир, в к-ром всё анонимно, в к-ром нет субъектов действия,
а есть лишь объекты действия, в к-ром все "другие" и человек даже по отношению
к самому себе является "другим"; это мир, в к-ром никто ничего не решает,
а потому и не несёт ни за что ответственности. У Бердяева этот мир носит
название "мира объективации", признаки к-рого: "...1) отчуждённость объекта
от субъекта; 2) поглощённость неповторимо-индивидуального, личного общим,
безлично-универсальным; 3) господство необходимости, детерминации извне,
подавление и закрытие свободы; 4) приспособление к массивности мира и истории,
к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность"
("Опыт эсхатологической метафизики", Париж, 1949, с. 63).


Общение индивидов, осуществляемое в
сфере объективации, не является подлинным, оно лишь подчёркивает одиночество
каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, к-рое делает бессмысленной,
абсурдной человеческую жизнь, прорыв одного индивида к другому, подлинное
общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество
во всех формах общения индивидов, освящённых традиц. религией и нравственностью:
в любви, дружбе и пр. Характерная для Сартра жажда разоблачения искажённых,
превращённых форм сознания ("дурной веры") оборачивается, в сущности, требованием
принять реальность сознания, разобщённого с другими и с самим собой. Единств,
способ подлинного общения, к-рый признаёт Камю,- это единение индивидов
в бунте против "абсурдного", мира, против конечности, смертности, несовершенства,
бессмысленности человеческого бытия. Экстаз может объединить человека с
другим, но это, в сущности, экстаз разрушения, мятежа, рождённого отчаянием
"абсурдного" человека.


Иное решение проблемы общения даёт
Марсель. Согласно ему, разобщённость индивидов порождается тем, что предметное
бытие принимается за единственно возможное бытие. Но подлинное бытие -
трансценденция - является не предметным, а личностным, потому истинное
отношение к бытию - это диалог. Бытие, по Марселю, не "Оно", а "Ты". Поэтому
прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к др. человеку,
осуществляемое перед лицом бога. Трансцендирование есть акт, посредством
к-рого человек выходит за пределы своего замкнутого, эгоистич. "Я". Любовь
есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая
или божественная; а поскольку такой прорыв с помощью рассудка понять нельзя,
то Марсель относит его к сфере "таинства".


Прорывом объективированного мира, мира
"man", является, согласно Э., не только подлинное человеческое общение,
но и сфера художественно-филос. творчества. Однако истинная коммуникация,
как и творчество, несут в себе трагич. надлом: мир объективности непрестанно
грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит
Ясперса к утверждению, что всё в мире, в конечном счёте, терпит крушение
уже в силу самой конечности экзистенции, и потому человек должен научиться
жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что
он любит, незащищённости самой любви. Но глубоко скрытая боль, причиняемая
этим сознанием, придаёт его привязанности особую чистоту и одухотворённость.
У Бердяева сознание хрупкости всякого подлинного бытия оформляется в эсхатологич.
учение (см. Эсхатология).


В Э. преобладает настроение неудовлетворённости,
искания, отрицания и преодоления достигнутого. Трагич. интонация и общая
пессимистич. окраска Э. являются свидетельством кризисного состояния совр.
бурж. общества, господствующих в нём крайних форм отчуждения; поэтому философия
Э. может быть названа философией кризиса.


Социально-политич. позиции у разных
представителей Э. неоднородны. Так, Сартр и Камю участвовали в Движении
Сопротивления; с кон. 60-х гг. позиция Сартра отличается крайним левым
радикализмом и экстремизмом. Концепции Сартра и Камю оказали известное
влияние на социально-политическую программу движения новых левых. Политическая
ориентация Ясперса и Марселя носит либеральный характер, а социально-политич.
воззрениям Хайдеггера, в своё время сотрудничавшего с нацизмом, присуща
ярко выраженная консервативная тенденция.


Э. отразил духовную ситуацию бурж.
общества, обнажил его противоречия и болезни,- но предложить выход из этой
ситуации он не смог.


Идеи и мотивы Э. получили распространение
в совр. зап.-европ., амер. и япон. лит-ре; они отразились не только в художеств,
произв. самих философов-экзистенциалистов (Сартр, Камю, Марсель, де Бовуар),
но и в творчестве А. Мальро, Ж. Ануя, Э. Хемингуэя, H. Мейлера, Дж. Болдуина,
А. Мёрдок, У. Голдинга, Кобо Абэ и др.


Лит.: Гайденко П., Экзистенциализм
и проблема культуры, M., 1963; Шварц Т., От Шопенгауэра к Хейдеггеру, пер.
с нем.. M., 1964; Современный экзистенциализм, M., 1966; Соловьев Э. Ю.,
Экзистенциализм, "Вопросы философии", 1966,№12; 1967, № 1; е г о же, Экзистенциализм,
в кн.: Буржуазная философия XX века, M., 1974; Современная буржуазная философия,
M., 1972, гл. XIII и XIV; F о u Iquie P., L'existentialisme, Р., 1947;
Cast е I I i E., Existentialisme theologique, P., 1948; S i е b е г s G.,
Die Krisis des Existentialismus, Hamb.- Bergedorf, 1949; Mu1ler M., Existenzphilosophie
im geistigen Leben der Gegenwart, HdIb., 1949; L e n г J., Der moderne
deutsche und franzosische Existentialismus, 2 Aufl., Trier, 1951; W a h
1 J., Les philosophies de 1'existence. P., 1954; Alien E. L., Existentialism
from within, L., [1953]; Heinemann Fr., Existenzphilosophie lebendig oder
tot?, Stuttg., [1954]; его же, Jenseits des Existentialismus, [Stuttg.,
1957]; Gignoux V., La philosophic existentielle, P., 1955; L и k а с s
G., Existentialisme ou marxisme, [2 ed. ], P., [1961]; B oil no w O. F.,
Existenzphilosophie, 5 Aufl., Stuttg., [196OJ; A b b a g n a n о N.. Introduzione
all'esistenzialismo, [2 ed.], [Mil., 1967]. П. П. Гайденко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я