ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ информация
об экономич. отношениях и процессах обществ, воспроиз-ва. Используется
в системе управления нар. х-вом наряду с др. видами информации (напр.,
технич., отражающей взаимосвязи между веществ, элементами произ-ва). Знания,
сведения, входящие в Э. и., с точки зрения воспринимающих их субъектов
содержат информацию лишь в той мере, в какой они новы и полезны для решения
к.-л. задач.


В зависимости от содержания Э. и. может
классифицироваться: а) по фазам и процессам воспроиз-ва - информация о
произ-ве, распределении, обмене, потреблении; б) по элементам (факторам)
воспроиз-ва - информация о населении и трудовых ресурсах, природных ресурсах,
продукции и услугах, ден. средствах и т. д.; в) по отображаемым структурным
единицам - отраслям нар. х-ва, экономич. районам, предприятиям и организациям
и т. п. Важное значение имеет деление Э. и. по принадлежности той или иной
функции управления: различают плановую Э. и., вырабатываемую в процессе
планирования; учётно-статистическую, к-рая порождается функциями учёта
и анализа; нормативную; контрольную, прогнозную и т. п.


По характеру воздействия на потребителей
различают Э. и. осведомляющую и управляющую: первая содержит сведения,
используемые для обоснования решений, вторая - результаты принятия решений,
доводимые до исполнителей и подлежащие реализации. Управляющая информация
может доводиться либо в форме прямых заданий, либо в форме экономич. и
иных стимулов, мотивирующих поведение управляемых объектов.


Направленная и ненаправленная Э. и.
различается в зависимости от способа её доведения до потребителей. В первом
случае Э. и. доводится до одного или неск. конкретных адресатов, обычно
в унифицированных по форме документах и регламентированном временном режиме.
Во втором - Э. и. имеет универсальное применение и предполагает, как правило,
активный поиск её со стороны потребителей в момент возникновения информац.
потребности.


Э. и. передаётся и обрабатывается в
форме знаков, фиксируемых на различных материальных носителях. Знаковые
системы, используемые для представления Э. и., образуют языки Э. и. Общей
их основой является естеств. язык, однако в практике управления экономикой
выработались специфич. для языков Э. и. словарь и стандартизованные формы
выражения, гл. обр. в связи с распространённостью в потоках Э. и. унифицированных
табличных документов. Применение вычислит, техники для обработки Э. и.
способствует широкому распространению различных типов искусственных языков
- классификац. (классификаторы), информац. языков дескрипторного типа и
др. Разрабатывается и внедряется Единая система классификации и кодирования
технико-экономич. информации (ECKK ТЭИ), назначение к-рой - обеспечить
единое в масштабах страны, однозначное и формализованное представление
элементов Э. и. К 1977 в составе ECKK было создано и утверждено 20 общесоюзных
классификаторов и систем обозначений, включая классификаторы отраслей нар.
х-ва, пром., с.-х. и строит, продукции, полезных ископаемых, работ и услуг
в разных отраслях, предприятий и организаций, единиц измерения и т. д.
С сер. 70-х гг. разрабатывается общесоюзный классификатор технико-экономич.
показателей (ОКТЭП), к-рый займёт центр, место в ECKK и создаст предпосылки
её развития в направлении формирования совместимых информац. языков для
описания Э. и. в условиях широкого применения ЭВМ. Наряду с ECKK создаётся
комплекс унифицированных систем документации (УСД), в т. ч. учётной, отчётной,
плановой, проектно-конструкторской, технологич. и др.


Типичной для Э. и. формой выражения
количеств, данных является показатель. Последний понимается либо как переменная
величина, характеризующая одно из свойств отображаемого экономич. объекта,
либо как конкретное количеств, значение этой переменной величины. Качественно
показатель определяется набором содержательных признаков, количественно
- методикой измерения (расчёта). Показатели Э. и. посредством фиксации
разнообразных взаимосвязей между ними объединяются в систему показателей,
к-рая образует методологич. основу всей системы сбора и обработки Э. и.,
обеспечивает сводимость и сопоставимость всех количеств, данных.


В системе управления нар. х-вом функции,
реализуемые разными органами управления, связываются потоками Э. и. Последние,
в свою очередь, отображают всю функциональную и организационную структуру
управления. Потоки Э. и. характеризуются направлением, составом, интенсивностью,
временным режимом. По направлению различаются горизонтальные потоки Э.
и. (связывают органы управления одного уровня) и вертикальные (восходящие
и нисходящие, связывают органы управления разных уровней). Состав потоков
информации определяется содержанием передаваемых в нём сообщений, интенсивность
- объёмом данных, передаваемых в единицу времени. Временной режим может
быть непериодический (случайный, по отклонениям) и периодический (суточный,
месячный, годовой и т. п.).


В обороте Э. и. наибольший удельный
вес занимают данные первичного и бухгалтерского учёта (внутри предприятий),
трансп. и платёжно-расчётная документация (в обороте между предприятиями),
бухгалтерская и статистич. отчётность, плановые и нормативные документы,
данные оперативного управления. По данным различных обследований, годовой
внутрихоз. оборот фиксированных экономич. сведений в рамках пром. предприятия
колеблется от 50 до 2000 тыс. документов (3,5-100 млн. показателей). Внеш.
оборот (объём входных и выходных данных) пром. предприятия составляет примерно
100 тыс. документов и 1000 тыс. показателей в год, в т. ч. трансп. в платёжно-расчётная
документация составляет 80-90% по числу документов и 40-50% - по числу
показателей. Пром. предприятие представляет статистич. и бухгалтерскую
отчётность в ср. объёме 60-80 тыс. показателей за год. Крупнейшим центром
переработки Э. и. является сеть учреждении Госбанка СССР, к-рые ведут более
1 млн. счетов для 570 тыс. предприятий и орг-ций, концентрируя при этом
сведения обо всех осн. процессах произ-ва, распределения и обращения обществ,
продукта. Гл. методич. и организац. центр учётно-статистич. Э. и.- ЦСУ
СССР.


Осн. направления развития системы Э.
и. определяются задачами совершенствования управления нар. х-вом и формирования
его новой технич. базы. Усложнение функций управления требует повышения
полноты, своевременности, достоверности Э. и., а внедрение совр. ЭВМ, средств
связи и т. п. создаёт предпосылки для удовлетворения этих требований. Качеств,
изменения в системе Э. и. связаны с последовательным созданием в соответствии
с решениями 24- 25-го съездов КПСС общегос. системы сбора и обработки информации
для учёта, планирования и управления (ОГАС). При этом поэтапно осуществляется
интеграция системы Э. и. на новой технич. основе, к-рая обеспечит комплексное
использование необходимого минимума собираемых данных, макс, возможное
извлечение из них полезной информации для решения многообразных задач управления.


Лит.: M а и м и н а с E. 3.,
Процессы планирования в экономике: информационный аспект, 2 изд., M., 1971;
Экономическая информация. Методологические проблемы, M., 1974; Я с и н
E. Г., Экономическая информация. Что это такое?, M., 1976.
Е.Г.Ясин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я