ЭКСКУРСИЯ
(от лат. excursio
- поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники
культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения
знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.
Э. различаются: по целям - учебные (в т. ч. учебно-производственные, для
проф. ориентации, обмена опытом), культ.-просвет., научные; по тематике
- в соответствии с содержанием объектов; по месту расположения объектов
- натурные, музейные; по составу участников - для разных возрастных групп,
специалистов различных профилей, туристов, уч-ся и т. п.
Э. возникли в кон. 18 - нач. 19 вв.;
как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоят,
работы у уч-ся, они внедрялись в уч. процесс прогрессивными педагогами
Зап. Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В
течение 19 в. Э. постепенно становятся органич. частью уч. процесса в школе.
В 1910 в Москве была создана Центр, экскурсионная комиссия, обслуживавшая
школьников и педагогов; в том же году вышла книга об осн. принципах экскурсионной
методики "Школьные экскурсии, их значение и организация" (под ред. Б. E.
Райкова и Г. H. Боча). Параллельно с учебными с кон. 19 - нач. 20 вв. стали
проводиться Э. культ.-просвет, направления, появились спец. экскурсионные
орг-ции. В 19.07 при Росс, об-ве туристов (РОТ) осн. орг-ция "Экскурсии
по России", в 1914-16 издавался журнал "Экскурсионный вестник" (Москва),
в 1914-17 - "Русский экскурсант" (Ярославль). В первых декретах Советской
власти о школе Э. рассматривались как обязательный элемент уч. процесса.
В 1918 в Москве осн. Центр, бюро школьных экскурсий. В кон. 20 - нач. 30-х
гг. Э. культ.-просвет, характера стали составной частью туризма. В 1928
создано акц. об-во "Советский- турист", преобразованное в 1930 во Всесоюзное
добровольное об-во пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В 30-е гг.
в некоторых городах открылись экскурсионно-туристские станции Наркомпроса
(в том числе в 1932 - Центр, станция в Москве). В 1936 ЦИК СССР возложил
руководство развитием туризма и экскурсий на ВЦСПС и его орг-ции. После
Великой Отечественной войны 1941-45 деятельность туристско-экскурсионных
учреждений и орг-ции ВЦСПС активизировалась во всех союзных и авт. республиках,
краях и областях; в крупных городах были созданы советы по туризму, в к-рые
вошли представители гос. и обществ, орг-ции, соучаствующих в туристско-экскурсионном
обслуживании трудящихся. Широкий размах экскурсионное дело приобрело после
пост. ЦК КПСС, Сов. Мин. СССР и ВЦСПС "О мерах по дальнейшему развитию
туризма и экскурсий в стране" (1969). Кол-во экскурсантов возросло с 35
млн. в 1970 до 152 млн. в 1977, в 600 городах открылись экскурсионные орг-ции,
предлагающие св. 15,5 тыс. различных тем Э.: производственных, история.,
природоведческих, архит., искусствоведческих, лит. и др. В системе экскурсионного
обслуживания профсоюзов занято ок. 35 тыс. экскурсоводов (в среднегодовом
исчислении, 1977). Большую научно-просветит. и культурно-образоват. экскурсионную
работу проводят музеи, картинные галереи, различные выставки (всего 1,2
тыс. в 1977), к-рые ежегодно посещают ок. 120 млн. чел. Наибольшей популярностью
пользуются Центральный музей В'. И. Ленина в Москве и его филиалы (ежегодно
св. 6 млн. посетителей). СССР входит в число стран, имеющих высокий показатель
т. н. экскурсионной плотности - кол-во посещений экскурсионных объектов
в расчёте на душу населения (в 1975 на каждые 1000 чел. св. 1200 посещений).
Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляют детские
экскурсионно-туристские станции (ДЭТС) Мин-ва просвещения СССР; в 1977
было св. 200 ДЭТС, в Э. участвовало ок. 8 млн. школьников. Сов. школа широко
использует Э. в учебно-воспитат. процессе: предметные (по уч. программе),
производственные (в к-рых В. И. Ленин видел одну из форм решения задач
общего и политехнич. образования), комплексные (как форма межпредметных
связей), а также культурно-образовательные.
Экскурсионный метод эффективно применяется
в работе по проф. ориентации молодёжи, в системах повышения квалификации
кадров и обмена передовым производств, опытом; при создании уч. кинофильмов,
телепередач и т. д. В развитых странах Э. стали составной частью путешествия,
одной из его целей, что привело к появлению т. н. познавательного (экскурсионного)
туризма. Э. как рекреационная деятельность обладает высокой социальной
эффективностью, поскольку выполняет одновременно неск. восстановит, функций
- познания, общения, оздоровления. Массовое обслуживание экскурсантов привело
к появлению специализированных учреждений (напр., экскурсионных бюро),
кадров (экскурсоводов, методистов), видов транспорта (спец. модификации
автобусов, речных судов и т. п.) и др. Лит.: Круп екая H. К., Задачи
школы I ступени. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных
в схемах программ, принятых съездом соцвосов, Пед. соч., т. 3, M., 1959;
P а и к о в Б. E., Методика и техника экскурсий, 4 изд., М.- Л.. 1930;
Методы и практика экскурсионного дела. Сб. статей, предисл. H. А. Гейнике,
M., 1925; Шолохов В., Организация и проведение экскурсий, [M.], 1965; Пасечный
П., Емельянов Б., Экскурсия, M., 1972; Вопросы экскурсионной работы, M.,
1973; Музей и современность, в. 2, [под ред. А. Тим-рота], M., 1976; Емельянов
Б., В помощь экскурсоводу, M., 1976.
П. С. Пасечный, В. M. Кривошеее.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я