ЭКХАРТ
(Eckhart) Иоганн, М е и с
т е р Э к х а р т (ок. 1260, Хоххейм, близ Готы,- кон. 1327 или нач. 1328,
Авиньон), немецкий мыслитель, виднейший представитель филос. мистики позднего
средневековья в Зап. Европе. Монахдоминиканец. Учился и преподавал в Парижском
ун-те, затем в Страсбурге и Кёльне; был учителем И. Таулера и Г.
Сузо. В 1329 папской буллой 28 положений его учения были объявлены ложными.
Проповеди и трактаты Э. на нем. яз., сохранившиеся
б. ч. в записях учеников, как по форме, так и по филос. содержанию далеко
отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего заострения идеи
христ. неоплатонизма Ареопагитик. Гл. тема его мысли - "божество"
(gotheit), безличный и бескачеств, абсолют, стоящий за "богом" в трёх лицах
как полнотой качеств и творческим истоком мирового процесса. Человек способен
познавать бога благодаря тому, что в самом человеке есть несотворённая
"искорка", единосущная богу. Отрешаясь от своего "я", соединяясь с божеств,
"ничто", человеческая душа становится орудием вечного порождения богом
самого себя. Эта концепция, неприемлемая для ортодоксального христианства,
открывала возможность интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс
многовековой традиции нем. мистики, нередко с нар.-еретич. окраской. В
его доктрине предвосхищена идеали-стич. диалектика единого божеств, мирового
процесса, развитая Ф. В. Шеллингом и Г. Гегелем. Э. и его ученики сыграли
большую роль в становлении нем. лит. языка.
Соч.: Die deutschen und lateinischen Werke,
Stuttg., 1936-48; в рус. пер.- Избр. проповеди, М., 1912.
Лит.: К о р р е г J., Die Metaphysik
Meister Eckharts, Saarbriicken, 1955; Oltmanns K., Meister Eckhart, 2 Aufl.,
Fr./M 1957; DegenhardtJ., Studien zum Wandel des Eckhartsbildes, Leiden,
1967.
С. С. Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я