ЭЛЕВАТОР
(лат. elevator, букв.-
поднимающий, от elevo - поднимаю), машина непрерывного действия, транспортирующая
грузы в вертикальном или наклонном направлениях. Различают Э. ковшовые,
полочные, люлечные. Ковшовые Э. предназначены для подъёма по вертикали
или крутому наклону (более 60°) насыпных грузов (пылевидных, зернистых,
кусковых), полочные и люлечные Э.- для вертикального подъёма штучных грузов
(деталей, мешков, ящиков и т. п.) с промежуточной погрузкой-разгрузкой.
Ковшовые Э. используются в металлургии, машиностроении, хим. и пищ. произ-вах,
на обогатит, ф-ках и зернохранилищах, а полочные и люлечные - на предприятиях
различных отраслей пром-сти, базах, в магазинах, а также на складах, в
т. ч. в виде подвижных стеллажей для хранения и выдачи изделий.
Ковшовый Э. (рис. 1) представляет собой
Полочный Э. (рис. 2, а)
Людечный Э. (рис. 2, б)
Лит.: Спиваковский А. О., Дьячков
замкнутое полотно с тяговым органом, огибающим приводной и натяжной барабаны
(звёздочки), и прикреплёнными к нему ковшами. Несущей и ограждающей частью
Э. является сварной стальной кожух с загрузочным и разгрузочным патрубками.
Привод
имеет
электродвигатель, редуктор, муфты и останов, предотвращающий обратное движение
полотна. На Э. применяется винтовое или грузовое натяжное устройство. Скорость
движения полотна тихоходных Э. до 1 м/сек, быстроходных до 4 м/сек.
Подача
ковшовых Э. 5-500
м3/ч,
высота подъёма Н
не превышает
60 м. Осн. параметрами ковшовых Э. являются (рис. 1) ширина В
h, вылет
А, полезная (до кромки передней стенки) вместимость
ковша и расстояние (шаг) между ковшами
а
Э. имеют расставленные глубокие и мелкие ковши, для к-рых а
a в качестве тягового органа - конвейерную резинотканевую
ленту или коротко-звенную цепь. На тихоходных Э. применяются сомкнутые
( a
со скруглённым днищем ковши, прикреплённые боковыми стенками к двум тяговым
цепям.
имеет 2
вертикальные пластинчатые втулочные цепи, огибающие верх, тяговые и ниж.
натяжные звёздочки. К цепям жёстко прикреплены захваты-полки, соответствующие
форме и размерам груза. Загрузка полок производится вручную или автоматически
с гребенчатого стола, а разгрузка в верх, части нисходящей ветви - при
опрокидывании полок. Скорость движения цепей полочного Э. 0,2-0,3 м/сек.
отличается
от полочного способом крепления рабочего органа - люльки, к-рая благодаря
шарнирному подвесу на всех участках трассы сохраняет горизонтальное положение
днкша. Загрузка люлечных Э. производится на восходящей, а разгрузка - на
нисходящей ветви. Скорость движения полотна 0,2-0,3 м/сек.
В. К., Транспортирующие машины, 2 изд., М., 1968; Машины непрерывного транспорта,
под ред. В. И. Плавинского, М., 1969.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я