ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
школа др.-греч.
философии 6-5 вв. до н. э. Основатель - Ксенофан Колофонский, гл.
представители - Парменид и Зенон из Элей (греч. колония в Юж. Италии,
отсюда назв.), Мелисс Самосский. Э. ш. впервые противопоставила
мышление (и мыслимое бытие) чувственному восприятию (и чувственно-воспринимаемому
бытию), отмечая неустойчивость, текучесть человеч. ощущений и чувственного
бытия и отводя гл. роль в познании мышлению. Э. ш. впервые в истории философии
выдвинула и сделала основой философствования понятие единого бытия. Оно
понимается Э. ш. как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее
в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее к.-л. множественность
вещей и их движение (знаменитые рассуждения Зенона Элейского о невозможности
движения и др.). В дальнейшем понятие единого неизменного бытия послужило
одним из источников философии Платона и неоплатонизма.
Фрагменты: Die Fragmente der Vqrsokratiker,
griechisch und deutsch, von H. Diels, hrsg. von W. Kranz, 9 Aufl., Bd 1,
В., 1959, S. 21, 28, 29, 30.
Лит.: М а н д е с М. И., Элеаты.
Филологические разыскания в области истории греческой философии, Од., 1911;
Лосев А. Ф., История античной эстетики. (Ранняя классика), М., 1963. с.
327 - 39; Prauss G., Platon und der logische Eleatismus.B., 1966.
А. Ф. Лосев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я