ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
перевод
железных
дорог на электрич. тягу и создание новых электрифицированных ж. д.
На электрифицированных ж. д. тяговые электродвигатели
электровозов
получают
энергию от контактной сети, подключённой к тяговой подстанции; одновременно
осуществляется электроснабжение р-нов, прилегающих к ж. д., пром. и с.-х.
предприятий (в 1975, напр., нетранспортным потребителям передано 26 млрд.
квт*ч
при
общем потреблении ж.-д. транспортом 48,9 млрд. квт*ч). Э. ж. д.
повышает пропускную и провозную способности, надёжность работы, сокращает
эксплуатац. расходы, позволяет сделать ж.-д. транспорт более комфортабельным.
На электрифициров. ж. д. имеется возможность возврата части электрич. энергии
в контактную сеть при движении поезда на спусках и при торможении (см.
Рекуперативное
торможение). Кроме того, для выработки электроэнергии на ТЭЦ обычно
используют низкосортное топливо, к-рое нельзя применять в
тепловозах.
Электрич.
тяга (практически) была впервые применена в 1895 на магистральном участке
ж. д. Балтимор - Огайо в США. Во мн. странах Э. ж. д. уделяется большое
внимание. Напр., в Швейцарии электрифицировано почти 100% ж. д. (ок. 3000
км), в Швеции - св. 60% (более 7500 км),
в Италии - ок. 50%
(более 8000
км).
Э. ж. д. России началась после Великой
Октябрьской социалистич. революции как часть плана ГОЭЛРО. В 1926 сдан
в эксплуатацию 1-й электрифицированный пригородный участок Баку-Сабунчи-
Сураханы; в 1929 - участок Москва- Мытищи Северной ж. д.; в 1932 - участок
Хашури-Зестафони Закавказской ж. д. Всего к 1941 на электрич. тягу переведено
1865 км ж. д. В 1946-55 осуществлён переход от электрификации отд.
участков к электрификации целых ж.-д. направлений. В 1956 ЦК КПСС и Совет
Мин. СССР приняли Генеральный план Э. ж. д., по к-рому главнейшие магистральные
направления ж. д. подлежали переводу на электрич. тягу. В 1958-65 длина
электрифициров. ж.-д. линий возросла с 9,5 до 24,9 тыс. км.
На электрич.
тягу были переведены крупнейшие ж.-д. направления: Москва- Иркутск (св.
5 тыс. км), Москва-Горький-Свердловск (ок. 2 тыс. км)
и др.,
а также пригородные участки крупных городов и пром. центров.
В контактной сети электрифициров. ж. д.
в СССР используется постояннный электрич. ток напряжением 3 кв
или
переменный однофазный ток пром. частоты напряжением 25 кв. При питании
перем. током (хотя это и усложняет конструкцию электровоза) значительно
упрощаются устройства энергоснабжения электрических железных дорог;
повышенное
напряжение в контактной сети позволяет увеличить расстояние между тяговыми
подстанциями при тех же потерях до 50 км (20-25 км
при постоянном
токе); стоимость стр-ва контактной сети снижается в среднем на 7%, расход
меди на её сооружение - в 2,5 раза. На электрич. тяге осуществляется более
50% всех грузовых перевозок, уд. вес пригородных пасс, перевозок электропоездами
возрос до 77%. По протяжённости электрифициров. ж. д. и темпам электрификации
СССР занимает 1-е место в мире. На начало 1978 электрифицировано 40,5 тыс.
км
ж. д., из них 25 тыс. км
используют постоянный ток. См. также
Железнодорожный
транспорт, Транспортное строительство.
Лит.: Ленин В. И., Об электрификации,
2 изд., М., 1964; План электрификации РСФСР, 2 изд., М., 1955; Д м и т
р иев В. А., Народнохозяйственная эффективность электрификации железных
дорог и применения тепловозной тяги, М., 1976.
И. П. Исаев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я