ЭЛЕКТРОВОЗ

ЭЛЕКТРОВОЗ локомотив,
приводимый
в движение тяговыми электродвигателями, получающими электрич. энергию от
контактной
сети
или (реже) и от аккумуляторов, установленных на самом Э. (контактно-аккумуляторный
Э.), или только от аккумуляторов (аккумуляторный Э.). По назначению Э.
подразделяются на магистральные (грузовые, пассажирские, грузо-пассажирские),
маневровые, промышленные и рудничные, а по роду используемого тока - на
Э. постоянного и переменного тока и комбинированные. Для повышения провозной
и пропускной способности жел. дорог можно использовать одновременно неск.
Э., осуществляя управление из кабины одного из них.


Первый сов. магистральный Э. построен в
1932 (совместно Коломенским з-дом и моек, з-дом "Динамо"), В СССР на жел.
дорогах работают магистральные Э. постоянного тока напряжением 3 кв
и
Э. однофазного тока пром. частоты 50 гц напряжением 25 кв.
При
работе на участках с 2 системами тока иногда используют Э. двойного питания.
За рубежом работают Э. на этих же системах тока и напряжения, а также на
более старых системах постоянного тока напряжением 1,5 кв
и однофазного
тока пониж. частоты 162/гц напряжением
11-16 кв. Для безотцепочной работы с экспрессами на жел. дорогах
ряда стран Зап. Европы (Франция, Бельгия, ФРГ и др.), имеющих разные системы
тока, эксплуатируются пасс. Э. на 4 системы питания: постоянный ток 1,5
и 3 кв, однофазный ток промышленной частоты 50 гц 25
кв
и
однофазный ток пониженной частоты 162/гц
15
кв.


Э. состоит из механич. части, электрич.
и пневматич. оборудования. К механич. части относятся кузов, в к-ром располагается
б. ч. оборудования, ходовая (экипажная) часть и автосцепка. Обычно
цельнометаллич. кузоз опирается на 2 или 3-осные тележки. Они состоят из
стальных сварных, литых или брусковых рам, в к-рых размещены колёсные
пары
с буксами, имеют рессорное подвешивание, тормозную рычажную систему
и тяговую передачу. На тележке установлены тяговые электродвигатели. На
грузовых Э. применяется наиболее простое по конструкции тяговой передачи
опорно-осевое подвешивание тяговых электродвигателей, при к-ром возникает
повышенное воздействие колёсных пар на путь. У скоростных Э., в т. ч. на
разрабатываемых грузовых, рассчитанных на скорости до 120
км/ч
и
выше, применяют опорно-рамное подвешивание, обеспечивающее меньшее воздействие
на путь из-за крепления тяговых электродвигателей на зарессоренной раме
тележки. Вращающий момент от электродвигателя на ось колёсной пары при
этом передаётся через более сложную тяговую передачу. Иногда применяется
передача вращающего момента от тягового двигателя повышенной мощности не
на 1, а на 2 или 3 колёсные пары тележки.


К электрич. оборудованию относятся тяговые
электродвигатели, как правило, постоянного тока, вспомогательные машины
(напр., двигатель компрессора), преобразователи напряжения для питания
вспомогат. низковольтных приборов, пускорегулирующие и защитные аппараты,
токосъёмник
и
др., а на Э. переменного тока - тяговый трансформатор и выпрямители для
питания тяговых электродвигателей. Пневматич. оборудование включает компрессор,
резервуары для хранения сжатого воздуха, тормозные приборы и др. Сжатый
воздух используется для питания рабочих приводов системы управления и тормозной
системы поезда.


Скорость движения Э. регулируют изменением
напряжения на тяговых электродвигателях и воздействием на их магнитный
поток. На Э. постоянного тока в начале движения все электродвигатели включены
последовательно, а затем по мере роста скорости - последовательно-параллельно
и далее - параллельно, с включением в каждом случае в цепь двигателей пускового
реостата, к-рый в начале имеет макс, сопротивление, а для плавного набора
скорости постепенно выводится. На Э. переменного тока различают системы
низковольтного и высоковольтного регулирования напряжения. При низковольтной
системе, наиболее распространённой на сов. Э., напряжение регулируют изменением
числа витков вторичной обмотки тягового (понижающего) трансформатора. При
высоковольтной системе, основной за рубежом, в т. ч. на Э. серии ЧС, меняют
число витков со стороны первичной обмотки этого трансформатора. Большинство
эксплуатируемых Э. оборудуется устройствами для торможения электрического
(реостатного
или рекуперативного).


Основные данные наиболее распространённых
в СССР магистральных Э. приведены в табл.


Характеристики наиболее распространённых
в СССР электровозов (1977)












































































































































































































































Серия


Система тока


Род службы


Число колёсных
пар


Масса,
т


Мощность двигателей,
квт


Сила ТЯГИ, т


Максимальная cкорость2,
км/ч


ВЛ80К)


Переменный














ВЛ80Т


Однофазный


Грузовой


8


184


6520


45,1


110


ВЛ80Р'


50
гц,
25
кв














ВЛ60К


То же


То же


6


138


4450


31,8


100


ЧС4Т




Пассажирский


6


126


5100


17,4


160


ЧС4


"


То же


6


126


5100


17.4


160


ВЛ10


Постоянный


Грузовой


8


184


5200


39,5


100




3
кв














ВЛ8


То же


То же


8


180


4200


35,2


100


ВЛ22М


"


"


6


132


2400


23,9


75


ЧС2Т


"


Пассажирский


6


126


4620


19,4


160


ЧС2


"


То же


6


123


4200


16,5


160





1 Максимально допустимая конструкцией
двигателей, условиями охлаждения и т. п., при работе в течение 1 ч (т.
н. часовой режим). 2 Допустимая конструкцией электровоза при
эксплуатации.


Э. серии ВЛ10, ВЛ8 и часть Э. ВЛ22М
оборудованы
рекуперативным торможением. У Э. остальных серий индекс Т. характеризует
реостатное торможение; индекс Р - рекуперативное; индекс К обозначает кремниевые
полупроводниковые выпрямители.


Э. ВЛ80 является самым мощным грузовым
Э. в мире, а Э. ЧС4Т и ЧС4 - самыми мощными пассажирскими Э.


Э. всех серий ВЛ (Владимир Ленин) построены
в СССР. Э. серии ЧС поставляются заводами ЧССР.


В 1977 в СССР испытывался пасс. 8-осный
Э. ЧС 200 мощностью 8400 квт с макс, эксплуатац. скоростью 200 км/ч.
В
1978 испытывались грузовые 8-осные Э. однофазного тока повышенной мощности
с бесколлекторными вентильными и асинхронными тяговыми электродвигателями,
имеющими для регулирования скорости преобразователи на тиристо-рах.


Лит.: Быстрицкий X. Я., Дубровский
3. М., Ребрик Б. Н., Устройство и работа электровозов переменного тока,
М., 1973; Устройство и ремонт электровозов постоянного тока, М., 1977.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я