ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ
, автомобиль с тяговым
электродвигателем, получающим питание от батареи аккумуляторов
(БА),
чаще всего свинцово-кислотных или железо-никелевых щелочных. В нач. 20
в. Э. использовались в Зап. Европе и США в качестве такси, почтовых фургонов,
коммунальных машин, а также как легковые автомобили. Первый в России самодвижущийся
экипаж был аккумуляторным (И. Романов, 1899). На Э. впервые была достигнута
скорость 100 км/ч (К. Женатци, Франция, 1898). Достоинства Э.: бездымность,
бесшумность, простота управления. Однако ограниченные скорость и запас
хода из-за низкой энергоёмкости (около 20
вт*ч/кг) и большой массы
БА сдерживали развитие Э. Начиная с 60-х гг. в связи с загрязнением воздуха
и усилением шума от автомобилей с двигателями внутр. сгорания (ДВС) Э.
вновь получают распространение на гор. транспорте, чему способствуют небольшой
ср. суточный пробег автомобилей в городе (до 100 км), ограничение
скорости до 60 км/ч и возможность организации сети зарядных станций
для БА. К тому же энергоёмкость аккумуляторов возросла до 50 вт*ч/кг,
а
у подготовляемых к массовому производству никель-цинковых и др. аккумуляторов
даже до 100 вт*ч/кг. Согласно прогнозам, к кон. 20 в. Э. займут
ведущее место в гор. автотранспорте.
Совр. Э. - спец. рассчитанная на гор. эксплуатацию
Механизация Э. р. обеспечивается применением
Сокращение сроков и повышение производительности
Лит.: Справочник по монтажу электроустановок
Е. М. Феськов, Я. М. Боязный.
конструкция с облегчёнными (для компенсации массы БА) ходовой частью и
кузовом, особой трансмиссией и удобным для смены БА её расположением. Ток
от БА, находящейся, как правило, в 1-2 контейнерах под кузовом Э., идёт
к двигателю через систему тиристорных блоков управления. При использовании
двигателя переменного тока в систему включают его преобразователь. Двигатель
ставят либо в блоке с ведущим мостом спереди или сзади, либо спереди-
с карданным приводом от него к заднему мосту (рис. 1), либо (2-4 двигателя)
в колёсах. Восстановление запаса энергии производят на большинстве Э. заменой
БА с помощью особых тележек. В СССР созданы образцы грузовых Э., предназ-нач.
для перевозки продуктов и почты в крупных городах. Такой Э. грузоподъёмностью
500 кг со свинцово-кислотными аккумуляторами имеет запас хода без
подзарядки 80 км и развивает скорость до 70
км/ч.
В Э. конструкции
ВНИИ электромеханики и нек-рых зарубежных Э. имеются устройства для рекуперации
электроэнергии (напр., при рекуперативном торможении, езде накатом и на
спусках) и для подзарядки Б А (без съёма её с Э.) от городской трёхфазной
электросети. Для устранения сложной пускорегулирующей аппаратуры в Э. иногда
сочетают электродвигатель с автомоб. гидротрансмиссией, которая регулирует
тяговое усилие и скорость движения. Существуют также т. н. "гибридные"
Э. с ДВС, работающим на постоянном малотоксичном режиме, генератором, приводимым
от него тяговым электродвигателем и небольшой Б А (рис. 2). ДВС служит
для движения с установившейся скоростью и подзарядки БА, а последняя -
в качестве дополнит, источника энергии для разгона Э., преодоления подъёмов,
обгона. Сложность " гибридных" Э. и наличие в них, хоть и малотоксичного,
ДВС ограничивают их распространение. Наряду с предотвращением загрязнения
воздуха и уменьшением шума в городах внедрение Э. обеспечивает экономию
жидкого топлива. Лит.: Ставров О. А., Электромобили, М., 1968; Долматовский
Ю. А., Электромобиль, "Моделист-конструктор", 1977, № 11. Ю. А. Долматовский.
ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ, специальные
строит, работы, выполняемые при возведении и реконструкции зданий и сооружений
различного назначения и связанные с монтажом электрич. сетей (воздушных
и кабельных линий электропередачи, токопроводов, электропроводов и др.)
и электрооборудования (электрич. машин, распределит, пунктов, пультов управления
и др.). Э. р. обычно проводятся в 2 этапа. Первый этап, осуществляемый
одновременно с общестроит. работами, включает установку крепёжных (закладных)
деталей в строит, элементах для последующего крепления к ним электрооборудования
и электромонтажных конструкций, укладку в фундаментах и перекрытиях зданий
(сооружений) труб для электропроводок, устройство в стенах гнёзд для розеток
и выключателей и т. п. При этом укрупнит, сборка электрооборудования и
кабельных конструкций, изготовление трубных блоков, стендовая заготовка
проводов и кабелей для осветит, сетей и др. производятся вне монтажной
зоны в спец. оборудованных мастерских электромонтажных заготовок (МЭЗ).
На втором этапе Э. р. осуществляются транспортировка, установка в проектное
положение, сборка электрооборудования и электромонтажных конструкций, прокладка
кабелей и проводов и присоединение их к смонтированному электрооборудованию.
Э. р. завершаются пусконаладочными работами, из к-рых наиболее сложной
является наладка устройств релейной защиты и систем автоматич. управления
электроприводами.
строит, машин и механизмов общего назначения (напр., автопогрузчиков, подъёмников,
автокранов и т. п.), а также специализиров. электромонтажных механизмов,
приспособлений и инструментов.
труда при Э. р. обеспечиваются, в первую очередь, применением индустриальных
методов монтажа электрооборудования, доставкой к месту Э. р. электромонтажных
конструкций и элементов электрич. сетей укрупнёнными узлами и блоками,
изготовленными и собранными в МЭЗ. Уровень индустриализации Э. р. в значит,
мере обусловлен объёмом пром. произ-ва комплектного электрооборудования
и электрич. сетей, имеющих высокую степень монтажной и наладочной готовности.
Одно из осн. направлений дальнейшей индустриализации Э. р.- применение
объёмных электротехнич. устройств (напр., помещений станций управления
электроприводами, гор. трансформаторных подстанций), поставляемых пром-стью
с полностью смонтированным и налаженным электрооборудованием; при этом
Э. р. сводятся к установке таких устройств и присоединению их к внеш. электрическим
сетям.
промышленных предприятий, 2 изд., кн. 1 - 2, М., 1976; Строительные нормы
и правила, ч. 3, гл. 33 - Электротехнические устройства. Правила производства
и приемки работ, М., 1977.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я