ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
музыкальные
инструменты, в к-рых создаются управляемые исполнителем электрич. колебания,
возбуждающие громкоговоритель. Источником таких колебаний служит генератор
того или иного вида. К Э. и. относят также обычные инструменты, механич.
колебания вибраторов к-рых (напр., струн электрогитары) с помощью адаптера
преобразуются в электрические. Преимущественная область применения Э. и.-
эстрадные ансамбли.
В одних Э. и. применяются электронные генераторы
с плавно меняющейся частотой (т. н. инструменты со свободной интонацией).
Выбор точной высоты каждого звука зависит от исполнителя, к-рый может плавно
её менять, скользя пальцем по особой линейке - грифу, или, как в первом
инструменте этого вида - терменвоксе, перемещая руку в воздухе перед спец.
антенной. Это инструменты одноголосные, редко двухголосные. Достоинство
таких инструментов - возможность очень выразительного исполнения мелодии;
недостаток - невысокая стабильность строя.
В др. Э. и., обычно клавишных многоголосных,
имеется набор генераторов, настроенных каждый на особую частоту (это т.
н. инструменты с фиксированным строем). Наряду с электронными генераторами
применяются электромеханические с зубчатыми колесиками, вращающимися в
поле электромагнитов, фотоэлектрические с периодическим затенением светового
луча, действующего на фотоэлемент, и т. п. Громкость звука управляется
чаще всего педалью. Э. и. снабжают специальными устройствами для придания
звукам муз. качеств, таких, как тембр, вибрато, мягкая атака и затухание
(нерезкое включение и выключение звуков), легато (плавный переход от одного
звука к другому).
Определённость тембров звуков обеспечивается
двумя путями. Первый - соблюдение фиксированных отношений между амплитудами
гармонич. обертонов разных номеров. Для этого, напр., выбирают нек-рую
форму кривой колебаний, различающуюся для звуков разной высоты только масштабом
времени, а для звуков разной силы - масштабом амплитуд. Пользуются также
синтезированием тембров, подмешивая к колебаниям основной частоты колебания
от др. генераторов того же инструмента, соответствующие набору гармонич.
обертонов. Другой путь создания тембров - введение резонансных контуров
(фильтров), усиливающих обертоны генерируемых колебаний в определённых
областях частот (т. н. формантные области). Конструкции инструментов позволяют
создавать в каждом из них разнообразные тембры и переключать их по ходу
исполнения. Для имитации вибрации голоса и исполнения "вибрато" на смычковых
инструментах применяется модуляция высоты звука с частотой 5-6 гц. Щелчки,
возникающие при резких включениях и выключениях звуков, смягчаются либо
использованием регулятора громкости (педали), либо с помощью особых устройств,
регулирующих переходные процессы в генераторах.
Лит.: Корсунский С. Г., Симонов
И. Д., Электромузыкальные инструменты, М.- Л., 1957; Володин А. А., Электронные
музыкальные инструменты, М., 1970; С г о w h u r s t N. Н., Electronic
musical instruments, [s. 1.], 1971. Г.А.Гольдберг.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я