ЭЛЕКТРОПОЕЗД
разновидность мотор-вагонного
поезда, моторные вагоны к-рого получают энергию от электрич. сети. Используются
в основном на линиях с большим потоком пассажиров (пригородное ж.-д. сообщение,
метрополитен). В состав Э. могут входить моторные и прицепные
вагоны
(из
них 2 головных). Общее число вагонов 4-12, причём моторными могут быть
как все (характерно для метрополитена), так и часть вагонов (см.
также Моторвагонный подвижной состав). На Прибалтийской ж. д. эксплуатируется
небольшое количество т. н. контактно-аккумуляторных Э., тяговые двигатели
к-рых на неэлектрифицированных участках пути питаются от аккумуляторных
батарей.
На пригородных жел. дорогах СССР наиболее
распространены 10-вагонные (из них 5 моторных) Э. серий ЭР2 и ЭР9П (см.
табл.).
Электропоезд
Род тока ..... |
ЭР2
ПОСТОЯННЫЙ |
ЭР9П
переменный |
Напряжение в
контактной сети, кв |
3
|
25
|
Масса моторного
вагона, m . . . . |
54,6
|
59
|
Масса прицепного
вагона, m . . |
38,3
|
37
|
Масса головного
вагона, т . . . . |
40,9
|
39
|
Длина вагона,
м |
19,6
|
19,6
|
Общая мощность
тяговых электродвигателей , кет ....... |
4000
|
3600
|
Каждый вагон имеет механич. часть, электрич.
и пневматич. оборудование. Механич. часть состоит из цельнометаллич. кузова,
работающего как единая конструкция, и двух сварных тележек с двумя
колёсными
парами каждая. Электрооборудование включает тяговые электродвигатели
постоянного тока (по 4 в каждом моторном вагоне), токосъёмники, преобразователи
напряжения для питания низковольтных вспомогат. приборов и оборудования
(напр., вентиляции и освещения), а у Э. переменного тока - силовые трансформаторы
и выпрямители для питания электродвигателей. Часть Э. оборудуются устройствами
для торможения электрического. Пневматич. оборудование включает
компрессоры и баллоны со сжатым воздухом для тормозной системы и автоматич.
открывания дверей. Для машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются
кабины с необходимой контрольной аппаратурой и устройствами управления.
Совр. Э.- надёжное, экономичное и скоростное
транспортное средство: расход электроэнергии менее 40 (вт*ч)/(т*км)
при
частых остановках, т. е. при больших затратах энергии на разгон и торможение.
В СССР проходит испытания Э. ЭР200 с конструкционной (допустимой конструкцией
Э.) скоростью 200 км/ч. Этот Э. состоит из 14 вагонов (в т. ч. 12
моторных), число мест 816. Мощность его тяговых электродвигателей 10 320
квт.
Э. оборудован автомашинистом, электрич., магниторельсовыми и дисковыми
электропневматич. тормозами. В Японии эксплуатируются Э., скорость движения
к-рых выше 200 км/ч.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я