ЭЛИОТ
(Eliot) Томас Стернз (26.9.
1888, Сент-Луис,-4.1.1965, Лондон), англо-американский поэт и критик. Окончил
Гарвардский ун-т (1910). В 1927 принял брит, подданство. Для ранних со-ков
Э. характерны гротескные зарисовки бурж. общества, трагич. стихи о крушении
личности в водовороте равнодушного города. Ощущение духовного тупика усиливается
в поэме "Бесплодная земля" (1922), где звучит мотив исчерпанности созидат.
энергии человечества. Цикл "Полые люди" (1925) закрепил за Э. славу "поэта
отчаяния", рождённого 1-й мировой войной 1914-18 (см.
"Потерянное поколение").
Бескомпромиссно
отвергая бурж. цивилизацию, Э. постепенно пришёл к проповеди христ. этич.
норм ("Пепельная среда", 1930), возвращения к мнимой обществ, гармонии
на началах монархизма. Роялизм и религиозность Э. определили его консервативные
позиции в 30-е гг. В поздней поэзии Э. ("Четыре квартета", 1943) метафизически
трактуются темы смерти и бессмертия, смысла жизни, духовной преемственности
поколений. Идея предопределённости судьбы и утверждение, что истинная свобода
предполагает подчинение надличностной воле, лежат в основе стихотв. драм
Э. ("Убийство в соборе", 1935, и др.). Как теоретик лит-ры Э. в противовес
принципу творческой индивидуальности и свободы выдвинул "классический принцип"
- подчинение личного надындивидуальному при строгом учёте художеств, традиции.
Интерпретация Э. принижает значение Дж. Мильтона, Дж. Г. Байрона и др.
приверженцев "романтической" философии иск-в, приглушает ренессансное звучание
наследия У. Шекспира. Однако нек-рые положения эстетики Э. (мысль о целостности
многовекового лит. процесса, требование художеств, объективности) сыграли
положительную роль в развитии англоязычной поэзии. Нобелевская пр. (1948).
С о ч.: Complete poems and plays, L., 1969;
в рус. пер.- Бесплодная земля, М., 1971.
Лит.: Засурский Я. Н., Американская
литература XX в., М., 1966; Ивашева В. В., Английская литература XX в.,
М., 1967. А. М. Зверев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я