Эмали художественные

Эмали художественные - украшение
Э. золотых, серебряных и медных изделий (сосудов, ювелирных изделий и пр.).
Э.- древнейшая техника, применяемая в ювелирном иск-ве: холодная (без обжига)
и горячая, при к-рой окрашенная окисями металлов пастозная масса наносится
на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате
чего появляется стекловидный цветной слой. Э. различают по способу нанесения
и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые Э. заполняют ячейки,
образованные тонкими металлич. перегородками, припаянными на металлич.
поверхность ребром по линиям узора,- передают чёткие линии контура. Выемчатые
Э. заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке)
в толще металла - отличаются большой интенсивностью цвета. Э. по рельефу
(чеканному, литому), прозрачная и глухая, позволяет передать объёмные формы,
достигать живописных эффектов, т. к. при плавлении эмалевая масса стекает
с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных
пятен, дающие ощущение теней. В расписной (живописной) Э. изделие из металла
покрывается Э. и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в.- огнеупорными).
Э. бывает также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными
накладками. Наиболее ранние из дошедших Э.- золотые украшения и амулеты
Др. Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней
европ. перегородчатой Э.- облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо
в Милане (мастер Вольвиниус, 9 в.). В Византии в 10-12 вв. была развита
перегородчатая Э. на золоте. К нач. 12 в. сложились европ. школы Э.: маасская
- в долине р. Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из
Вердена), рейнская с Кёльном во главе (мастера - монахи Эйльбертус и Фридерикус),
школа лиможской эмали. Европ. Э., в основном украшавшие церк. утварь,
органически связаны с убранством соборов, витражами.
С кон. 14 -
в нач. 15 вв. в технике Э. выполнялись предметы светского характера. Глухие
и непрозрачные Э. сменяются прозрачными Э. по гравировке с введением золотых
линий и накладок. В 18 в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная
миниатюра
и
живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоёмкая техника
Э. пришла в упадок в 19 в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля
"модерн" в Париже, Брюсселе, Вене - изготовление украшений, табакерок,
вееров - в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен,
Р. Лалик, П. Грандом). В Китае Э. известны с 7 в., получили большое развитие
в 14-17 вв. Э., украшающие детали холодного оружия, коробочки, табакерки
и т. п. символич. растит, мотивами, изображениями птиц и животных.


На терр. СССР Э. изготовлялись в 3-
5 вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с красной, голубой, зелёной и бел
ой Э.). Сохранились перегородчатые Э. Киевской Руси 11 в. Влияние Византии
сказалось на русских перегородчатых Э. 12- 13 вв. на серебре и золоте и
ср.-век. грузинской Э. на золоте, отличавшейся от визант. Э. менее тонкой
технич. проработкой, от русских - более ярким цветом (Хахульский складень,
12 в., Музей иск-в Груз. ССР, Тбилиси). В 16-17 вв. у моск. мастеров получила
распространение Э. по скани - прозрачная многоцветная Э. густых, насыщенных
тонов на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по
сюжетам и орнаментике близкая украшению лицевых рукописей того же времени.
В 17 в. в Сольвычегодске расцвело иск-во расписной Э. ("усольской"). Развитие
расписной Э. по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов,
украшенных Э. (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для
румян, флаконы, ложки и т. д.). В 18-19 вв. в Ростове Великом изготовлялись
иконы и др. изделия в технике расписной Э. В 18 в. развилась эмалевая портретная
миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец
А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых
красок из отечественных материалов; был учреждён эмальерный класс в петерб.
АХ (впервые упомянут в 1781). В кон. 19 - нач. 20 вв. изделия с Э. изготовляли
фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачёва.


В СССР выпускают изделия с расписной
Э., с Э. по скани, по гравировке, штампованному рельефу и др. Крупным центром
произ-ва Э. является ф-ка "Ростовская финифть" (в Ростове-Ярославском),
продолжающая идущую с 18 в. традицию живописной Э. (броши, пудреницы, коробочки),
в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами
(мастера А. М. Кокин, В. В. Горский, И. И. Солдатов, В. Г. Пителин и др.).


Илл. см. на вклейке стр. 144-145.


Лит.: Технология эмали и эмалирование
металлов, 2 изд., М., 1965; Петцольд А., Эмаль, пер. с нем., М., 1958;
Солнцев С. С., Туманов А. Т., Защитные покрытия металлов при нагреве, М.,
1976; Пупарев А. А., Художественная эмаль, М., 1948; Разина Т. М., Русская
эмаль и скань, М., 1961; Макарова Т. И., Перегородчатые эмали Древней Руси,
М., 1975; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры
и мастера XVI - XIX вв., М., 1974; В и гg е г W , Abendlandische Schmelzarbeiten,
В., 1930; Medding-Alp E.,Rheinische Goldschmiedekunst in ottonischer Zeit,
Koblenz, (1952]; Hasenohr K., Email, Dresd., 1955.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я