ЭМАНАЦИЯ
(позднелат. emanatio
- истечение, распространение, от лат. emano - вытекаю, распространяюсь),
в антич. идеалистич. философии и особенно в неоплатонизме - распространение
избыточной полноты абс. бытия за собств. пределы. В основе термина лежит
употребительный в традиции платонизма метафорич. образ истока, дающего
начало реке, но неисчерпаемого, или образ Солнца, изливающего из себя лучи,
но остающегося в самом себе таким же светлым. В процессе Э. как ступенчатого
нисхождения абсолюта ("единого") образуется множеств, мир "иного", т. е.
низшие уровни бытия (нус, душа), а на самом низшем уровне - материя как
"небытие" (меон). В отличие от теистич. представления о "сотворении мира"
(см. Теизм) как акте воли личного божества, Э. понимается как непроизвольный
безличный процесс. Всё богатство содержания мыслится данным в исходной
точке Э., так что на различных её этапах (ступенях) может происходить только
последоват. оскудение, а затем - возврат к началу. В противоположность
этому понятие самодвижения идеи, развитое в философии Гегеля и нем. классич.
идеализме, характеризуется тем, что в конце процесса содержится большее
смысловое богатство, чем в начале; развитие, эволюция как постулат, восхождение
противоположны Э.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я