ЭМИНЕСКУ
(Eminescu) Михаил [Михай;
наст. фам.- Эминович (Eminovici)] [15.1.1850, Ботошани (или Ипотешти),-
15.6.1889, Бухарест], румынский и молдавский поэт-романтик. Избран членом
Академии СРР (посмертно). Род. в семье мелкого помещика. В 1869-73 жил
в Вене и Берлине. Был вольнослушателем Венского ун-та. С 1874, возвратившись
на родину, работал в Яссах библиотекарем, инспектором нар. училищ. В 1877
переехал в Бухарест, где сотрудничал в консервативной газ. "Тимпул" ("Timpul").
В 1883 заболел тяжёлым душевным расстройством.
Первое стих, опубл. в 1866. Ранние
стихи Э. связаны с патриотич. мироощущением, сформировавшимся в Румынии
перед Революцией 1848 ("На смерть Арона Пумнула", "К Элиаде", "Что тебе,
Румыния милая, желаю?"). Противопоставление поколения 1848, верившего в
обществ, идеалы, послереволюц. поколению, заражённому "мировой скорбью",
звучит в стих. "Растленные юноши", "Преемники" (в рус. пер. "Эпигоны").
Пребывание за границей, события Парижской Коммуны 1871 обострили внимание
Э. к социальным проблемам. В 1870-74 он создаёт поэму "Император и пролетарий",
где в аллегорич. образах сталкивает идеи утопич, социализма с идеей аристократии,
явно отдавая предпочтение первым. Возвращение на родину было ознаменовано
стихами на фольклорные сюжеты ("Добрый молодец из липы", "Вурдалаки" и
др.), в к-рых, как и в др. стихах Э. ("Нет, и в Иегову не верю..."), поэт
говорит о неприятии умозрит. идеалов. Э. приходит к выводу, что основой
нац. и обществ, жизни является народ, т. е. (в тогдашних условиях) крестьянство.
Он занимает резко критич. позицию по отношению к оурж. обществу, обличая
его космополитизм, бездуховность, практицизм, продажность ("Антропоморфизм",
"Наша молодёжь", цикл "Посланий" и др.).
В поэзии Э. важное место занимают романтич.
антитезы добра и зла ("Ангел и Демон"), иск-ва и жизни ("Венера и Мадонна"),
любви земной и любви "совершенной", идеальной (поэма-сказка "Мирон и бестелесная
красавица", 1869) и др. Свойственное лирике Э. стремление философски осмыслить
сущность бытия находит яркое выражение в цикле "Послания" (1881), где поэт
показывает несовместимость бурж. миропорядка с подлинным иск-вом, стремлением
к истине и искренностью человеческих чувств. Романтич. инвектива бурж.
обществу сопровождается у Э. возвеличением того единства интересов народа
и всей нации, какое, по его представлениям, было в давно минувшие времена.
Позиция отчуждения от общества становится, т. о., единственно возможной
для поэта ("Болтовне ответ - молчанье", "Моим критикам", "Глосса"). В последние
годы жизни в лирике Э. всё чаще звучат мотивы одиночества, отчаяния, недоступности
счастья, трагич. отторгнутости от мира. Одно из лучших его произв.- философско-символич.
романтич. поэма "Лучафэр" (1883). Последнее произведение Э.- статья "Источник
Бландузии" (1888), в к-рой поэт говорит о причинах возникновения романтизма,
анализирует состояние обществ, жизни и призывает приобщиться к вечному
источнику молодости и здоровья - фольклору.
Творчество Э. обогатило рум. и европ.
романтич. поэзию, способствовало обновлению словаря и ритмики рум. яз.
С ним завершается романтич. направление в рум. лит-ре. Стихи Э. известны
во мн. странах мира; некоторые из них стали нар. песнями.
С о ч.: Opere, editie critica ingrijita
de Perpessicious, v. 1 - 6, Buc., 1939 - 63; на молд. яз.: Опере алесе
ын патру волуме, т. 1 - 4, Кишинэу, 1971; в рус. пер.- Стихи, М., 1958;
Лирика, М., 1968.
Лит.: Попович К. Ф., Социальные
мотивы в поэзии М. Эминеску, Киш., 1963; его же, Еминеску. Вяца ши опера,
Кишинэу, 1974; Кожевников Ю. А., Михаил Эминеску и проблема романтизма
в румынской литературе XIX в., М., 1968; V i ап ч Т., Poezia lui Eminescu,
Buc., 1930; Calinescu G., Opera lui Eminescu, v. 1 - 5, Buc., 1936, 2 ed.,
v. 1 - 2, Buc., 1969 - 70; его же, Viala lui Mihai Eminescu, Buc., 1964;
Dumitrescu-Busulenda Z о е, М. Eminescu, Buc., 1963; Todoran Eug., Eminescu,
Buc., 1972. Ю. А. Кожевников.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я