ЭМПИРИЗМ
(от греч. empeiria - опыт),
направление в теории познания, признающее чувств, опыт источником знания
и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание
этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность
рационализму,
в
Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям
того материала, к-рый даётся в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая
к содержанию знания.
В качестве целостной гносеологич. концепции
Э. сформировался в 17-18 вв.; он выступал как материалистич. Э., утверждавший,
что чувств, опыт отражает характеристики объективно существующих вещей
(Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-идеалистич.
Э., признававший единств, реальностью субъективный опыт (Дж. Беркли, Д.
Юм). В бурж. философии 20 в. впервые появляется сочетание идеалистич. Э.
с онтологизмом, т. е. с определёнными допущениями о реальности: фундамент,
для Э. понятие элементарных данных чувственности истолковывается как относящееся
не к психич. переживаниям субъекта, а к нек-рым объективно (т. е. независимо
от индивидуального сознания) существующим чувств, сущностям ("нейтральные
элементы" мира Э. Маха, "чувств, данные" неореалистов, "сенсибилии" Б.
Рассела). Э. подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного,
но и объективного идеализма. Логич. Э. (логический позитивизм), разделяющий
все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические,
утверждает, что первые могут быть редуцированы (сведены) посредством ряда
логич. процедур к регистрации показаний чувств, опыта, и считает вторые
бессодержательными.
Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями
выделения исходных компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех
видов и форм знания. Для объяснения реально совершающегося познават. процесса
Э. вынужден выходить за пределы чувств, данных и рассматривать их наряду
с характеристиками сознания (память, активная спонтанная деятельность рассудка)
и логич. операциями (индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики
и математики для описания опытных данных и в качестве средств построения
теоретич. знания. Между тем функционирование памяти не сводится к пассивному
сохранению ранее полученных впечатлений. Попытки сторонников Э. обосновать
индукцию на чисто эмпирич. основе и представить логику и математику как
простое индуктивное обобщение чувств, опыта потерпели провал.
Признавая чувств, опыт источником наших
знаний, диалектич. материализм не сводит к нему всё содержание знания и
подчёркивает активную деятельность мышления. Чувств, опыт понимается в
марксистской философии не как пассивное запечатление воздействий внеш.
мира, а /как социально и культурно опосредованный познават. процесс активной
деятельности субъекта. Диалектич. взаимосвязь чувств, и рационального познания
- один из осн. принципов марксистской гносеологии. См. Теория познания
и
лит. при этой статье.
В. А. Лекторский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я