ЭПОС
(греч. epos - слово, повествование,
рассказ), 1) род литературный,
выделяемый наряду с лирикой и драмой;
представлен такими жанрами, как
сказка, предание,
разновидности
героич. эпоса, эпопея, эпич.
поэма, повесть, рассказ, новелла,
роман, очерк. Э., как и драме, свойственно воспроизведение действия,
развёртывающегося в пространстве и времени,- хода событий (см.
Сюжет)
в
жизни персонажей. Специфическая же черта Э.- в организующей роли
повествования',
носитель
речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как
о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки
действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Повествовательный
пласт речи эпич. произв. непринуждённо взаимодействует с диалогами и
монологами
персонажей.
Эпич. повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания
персонажей, то проникается их духом в несобственно прямой речи; то обрамляет
реплики героев, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает.
Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое.
Поэтому черты Э. во многом определяются свойствами повествования. Речь
здесь выступает гл. обр. в функции сообщения о происшедшем ранее. Между
ведением речи и изображаемым действием в Э. сохраняется временная дистанция:
эпич. поэт рассказывает "...о событии, как о чем-то отдельном от
себя..." (Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 45).
Эпич. повествование ведётся от лица
Э. максимально свободен в освоении
Арсенал лит.-изобразит, средств используется
Эпич. форма опирается на различного
Э. формировался разными путями. Лиро-эпические
В древней и ср.-век. словесности весьма
Но уже в антич. прозе дистанция между
В романной прозе 19-20 вв. важны эмоционально-смысловые
2) В более узком и специфич. смысле
Героич. Э. дошёл до нас как в виде
Нар. героич. Э. возник (на осн. традиций
В архаич. формах Э. (карел, и фин.
В классич. формах Э. богатыри-вожди
Лит.: Гегель Г. В. Ф., Эстетика,
Жирмунский В. М., Народный героический
В. Е. Хализев (Э. как род литературный),
повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателями
(читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе,
его взаимоотношениях с персонажами, [
и вездесущ..." (Манн Т., Собр. соч., т. 6, М., 1960, с. 8). Вместе с тем
речь повествователя характеризует не только предмет высказывания, но и
его самого; эпич. форма запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир,
своеобразие сознания повествователя. Живое восприятие читателя всегда связано
с пристальным вниманием к выразительным началам повествования, т. е. субъекту
повествования, или "образу повествователя" (понятие В. В. Виноградова,
М. М. Бахтина, Г. А. Гуковского).
пространства и времени. Писатель либо создаёт сценич. эпизоды, т. е. картины,
фиксирующие одно место и один момент в жизни героев (вечер у А. П. Шерер
в первых главах "Войны и мира" Л. Н. Толстого), либо в эпизодах описательных,
обзорных, "панорамных" говорит о длительных промежутках времени или происшедшем
в разных местах (описание Л. Н. Толстым Москвы, опустевшей перед приходом
французов). В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве
и на значит, этапах времени, с Э. способно соперничать лишь киноискусство.
Э. в полном его объёме (портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи,
пейзажи, интерьеры, действия, жесты, мимика и т. п.), что придаёт образам
иллюзию пластич. объёмности и зрительно-слуховой достоверности. Изображаемое
может являть собой и точное соответствие "формам самой жизни" и, напротив,
резкое их пересоздание. Э., в отличие от драмы, не настаивает на условности
воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображённое, сколько "изображающий",
т. е. повествователь, к-рому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем
в его мельчайших подробностях. В этом смысле структура эпич. повествования,
обычно отличающаяся от внехудожеств. сообщений (репортаж, ист. хроника),
как бы "выдаёт" вымышленный, художественно-иллюзорный характер изображаемого.
типа сюжеты. В одних случаях событийность произведений предельно напряжена
(авантюрно-детективные сюжеты Ф. М. Достоевского), в других - ход событий
ослаблен, так что происшедшее как бы тонет в описаниях, психологич. характеристиках,
рассуждениях (проза А. П. Чехова 1890-х гг., романы Т. Манна и У. Фолкнера).
По мысли И. В. Гёте и Ф. Шиллера, замедляющие мотивы - существенная черта
эпич. рода лит-ры в целом. Объём текста эпич. произв., к-рое может быть
как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен-от рассказов-миниатюр
(ранний Чехов, О. Генри) до пространных эпопей и романов ("Махабхарата"
и "Илиада", "Война и мир" и "Тихий Дон"). Э. может сосредоточить в себе
такое количество характеров и событий, к-рое недоступно др. родам лит-ры
и видам иск-ва (с ним могут соперничать лишь многосерийные телефильмы).
При этом повествоват. форма в состоянии воссоздавать характеры сложные,
противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Хотя возможности
эпич. отображения используются не во всех произв., со словом Э. связано
представление о показе жизни в её целостности, о раскрытии сущности целой
эпохи и масштабности творч. акта. Сфера эпических жанров не ограничена
к.-л. типами переживаний и миросозерцании. В природе Э.- универсально-широкое
использование познавательно-идеологич. возможностей литературы и
искусства
в
целом. "Локализующие" характеристики содержания эпич. произв. (напр., определение
Э. в 19 в. как воспроизведения господства события над человеком или совр.
суждение о "великодушном" отношении Э. к человеку) не вбирают всю полноту
истории эпич. жанров.
(см. Лиро-эпический жанр), а на их основе и собств. эпич. песни,
подобно драме и лирике, возникали из ритуальных синкретич. представлений
(см. Синкретизм). Становление прозаич. жанров Э., в частности сказки,
генетически связано с индивидуально рассказывавшимися мифами (см. Мифология).
На
раннее эпич. творчество и дальнейшее становление форм художеств, повествования
воздействовали также устные, а потом и фиксируемые письменно ист. предания.
влият. был нар. героич. эпос (см. ниже). Его формирование знаменовало полное
и широкое использование возможностей эпич. рода. Тщательно детализированное,
максимально внимательное ко всему зримому и исполненное пластики повествование
преодолело наивно-архаич. поэтику кратких сообщений, характерную для мифа,
притчи и ранней сказки. Для героич. эпоса характерно "абсолютизирование"
дистанции между персонажами и тем, кто повествует; повествователю присущ
дар невозмутимого спокойствия и "всеведения" (недаром Гомера уподобляли
богам-олимпийцам), и его образ - образ существа, вознёсшегося над миром,-
придаёт произв. колорит макс, объективности. "...Рассказчик чужд действующим
лицам, он не только превосходит слушателей своим уравновешенным созерцанием
и настраивает их своим рассказом на этот лад, но как бы заступает место
необходимости..." (Шеллинг Ф., Философия искусства, М., 1966, с. 399).
повествователем и действующими лицами перестаёт абсолютизироваться: в романах
"Золотой осёл" Апулея и "Сатирикон" Петрония персонажи сами рассказывают
о виденном и испытанном. В литературе последних трёх столетий, отмеченных
преобладанием романических жанров (см. Роман), доминирует "личностное",
демонстративно-субъективное повествование. С одной стороны, всеведение
повествователя охватывает мысли и чувства персонажей, не выраженные в их
поведении. С другой - повествователь нередко смотрит на мир глазами одного
из персонажей, проникаясь его умонастроением. Так, сражение при Ватерлоо
в "Пармской обители" Стендаля воспроизведено отнюдь не по-гомеровски: автор
как бы перевоплотился в юного Фабрицио, дистанция между ними практически
исчезла, точки зрения обоих совместились (способ повествования, присущий
Л. Толстому, Достоевскому, Чехову, Г. Флоберу, Т. Манну, Фолкнеру). Такое
совмещение вызвано возросшим интересом к своеобразию внутреннего мира героев,
скупо и неполно проявляющегося в их поведении. В связи с этим возник также
способ повествования, при к-ром рассказ о происшедшем является одновременно
монологом героя ("Последний день приговоренного к смерти" В. Гюго, "Кроткая"
Достоевского, "Падение" А. Камю). Внутренний монолог как повествоват. форма
абсолютизируется в лит-ре "потока сознания" (Дж. Джойс, отчасти
М. Пруст). Способы повествования нередко чередуются, о событиях порой рассказывают
разные герои, и каждый в своей манере ("Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова,
"Иметь и не иметь" Э. Хемингуэя, "Особняк" Фолкнера, "Лотта в Веймаре"
Т. Манна). В монумент, образцах Э. 20 в. ("Жан Кристоф" Р. Роллана, "Иосиф
и его братья" Т. Манна, "Жизнь Клима Самгина" М. Горького, "Тихий Дон"
М. А. Шолохова) синтезируются давний принцип "всеведения" повествователя
и личностные, исполненные психологизма формы изображения.
связи между высказываниями повествователя и персонажей. Их взаимодействие
придаёт художеств, речи внутр. диалогичность; текст произв. запечатлевает
совокупность разнокачеств. и конфликтующих сознаний. "Голоса" разных лиц
могут либо воспроизводиться поочерёдно, либо соединяться в одном высказывании
- "двуголосом слове" (см. М. М. Бахтин, Проблемы поэтики Достоевского,
1972, с. 324). Повествоват. многоголосие не характерно для канонич. жанров
давних эпох, где безраздельно господствовал голос повествователя, в тон
к-рому высказывались и герои. В лит-ре же двух последних столетий, напротив,
широко представлены внутр. диалогичность и многоголосие речи, благодаря
к-рым осваивается речевое мышление людей и духовное общение между ними.
слова - героический Э. как жанр (или группа жанров), т. е. героич. повествование
о прошлом, содержащее целостную картину нар. жизни и представляющее в гармонич.
единстве некий эпич. мир и героев-богатырей. Героич. Э. бытует как в книжной,
так и в устной форме, причём большинство книжных памятников Э. имеют фольклорные
истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому
героический Э. часто называют народным Э. Однако такое отождествление не
совсем точно, поскольку книжные формы Э. имеют свою стилистич., а порой
и идеологич. специфику, а безусловно относимые к нар. Э. баллады,
ист.
предания
и
песни, нар. роман и т. п. могут считаться героич. Э. лишь с существ, оговорками.
обширных эпопей, книжных (".Илиада", "Оамссея", "Махабхарата",
"Рамаяна", "Беовульф") или устных ("Джангар", "Алпамыш", "Манас"),
так
и в виде коротких "эпических песен" (рус. былины, южнослав. юнацкие
песни, стихотв. Эдды Старшей), отчасти сгруппированных в циклы,
реже - прозаич. сказаний [саги, Нартский (нартовский) эпос].
мифологич. Э. и богатырской сказки, позднее - ист. преданий и отчасти панегириков)
в эпоху разложения первобытнообщинного строя и развивался в антич. и феод,
обществе, в условиях частичного сохранения патриархальных отношений и представлений,
при к-рых типичное для героич. Э. изображение обществ, отношений как кровных,
родовых могло не представлять ещё сознат. художеств, приёма.
руны,
богатырские
поэмы тюрко-монг. народов Сибири, Нартский эпос, древнейшие части вавилонского
"Гильгаме-ша", Эдды Старшей, "Сасунци Давид", "Амираниани") героика
выступает ещё в сказочно-мифологич. оболочке (богатыри владеют не только
воинской, но и "шаманской" силой, эпич. враги выступают в облике фантастич.
чудовищ); гл. темы: борьба с "чудовищами", героич. сватовство к "суженой",
родовая месть.
и воины представляют ист. народность, а их противники часто тождественны
ист. "захватчикам", иноземным и иноверным угнетателям (напр., турки и татары
в слав. Э.). "Эпическое время" здесь уже - не мифич. эпоха первотворения,
а славное ист. прошлое на заре нац. истории. Древнейшие гос. политич. образования
(напр., Микены-"Илиада", Киевское гос-во кн. Владимира - былины, гос-во
четырёх ойротов - "Джангар") выступают как обращённая в прошлое нац. и
социальная утопия. В классич. формах Э. воспеваются ист. (или псевдоист.)
лица и события, хотя само изображение ист. реалий подчинено традиц. сюжетным
схемам; иногда используются ритуально-мифологич. модели. Эпич. фон обычно
составляет борьба двух эпич. племён или народностей (в большей или меньшей
мере соотнесённых с реальной историей). В центре часто стоит военное событие
- историческое (Троянская война в " Илиаде", битва на Курукшетре
в "Махабхарате", на Косовом Поле - в серб, юнацких песнях), реже - мифическое
(борьба за Сампо в "Колееяле"). Власть обычно сосредоточена в руках эпич.
князя (Владимир - в былинах, Карл Великий - в ".Песне о Роланде"), но
носителями активного действия являются богатыри, чьи героич. характеры,
как правило, отмечены не только смелостью, но и независимостью, строптивостью,
даже неистовостью (Ахилл - в "Илиаде", Илья Муромец - в былинах). Строптивость
приводит их порой к конфликту с властью (в архаич. эпике - к богоборчеству),
но непосредственно обществ, характер героич. деяния и общность патриотич.
целей большей частью обеспечивают гармонич. разрешение конфликта. В Э.
рисуются преим. действия (поступки) героев, а не их душевные переживания,
но собств. сюжетный рассказ дополняется многочисл. статич. описаниями и
церемониальными диалогами. Устойчивому и относительно однородному миру
Э. соответствует постоянный эпич. фон и часто размеренный стих; цельность
эпич.
повествования сохраняется при сосредоточении внимания на отд. эпизодах.
т. 3, М., 1971; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Теория
литературы... Роды и жанры литературы, [кн. 2], М., 1964; Бахтин М. М.,
Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Г а ч е в Г. Д., Содержательность
художественных форм. Эпос. Лирика. Театр, М., 1968; F r i e d еmann К.,
Die Rolle des Erzahlers in der Epik, Lpz., 1910; F 1 e m m i n g W., Epik
und Dramatik..., Bern, 1955; S с h о 1 e s R., Kellogg R., The nature of
narrative, N. Y., 1966; Grundzuge der Literatur-und Sprachwissenschaft,
Bd 1, Literaturwissenschaft, Munch., 1974.
эпос, М.-Л., 1962; М е л е т и нский Е. М., Происхождение героического
эпоса, М., 1963; его же, Народный эпос, в кн.: Теория литературы... Роды
и жанры литературы, [кн. 2], М., 1964; Гринцер П. А., Эпос древнего мира,
в сб.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971; Текстологическое
изучение эпоса, М., 1971; Lord A., The singer of tales, Camb. (Mass.),
1960.
Е. М, Мелетинский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я