ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ целенаправленный
процесс формирования у человека эстетич. отношения к действительности.
Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе
с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно
связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности,
наслаждением им, эстетич. творчеством человека. В социалистич. обществе
Э. в. ведётся в интересах всего народа, строится на единых научно-методологич.
основах. В капнталистич. странах эстетич. ценности в полной мере являются
достоянием элиты. Эстетич. потребности широких слоев народа удовлетворяются
гл. обр. "массовой культурой ", направленной на подчинение сознания
масс интересам буржуазии. Коммунистические и рабочие партии, демократические
силы этих стран ведут активную борьбу с примитивизмом и антиэстетизмом
в "массовой культуре".


В системе коммунистич. воспитания,
являясь её составной частью, Э. в. подчинено всестороннему развитию личности.
На основе марксистско-ленинской эстетики, учения об искусстве
как
форме проявления духовной культуры человечества Э. в. утверждает в народе
эстетич. идеал, понимание прекрасного, развивает эстетич. вкус (см. Вкус
эстетический),
творч. способности вносить прекрасное в жизнь, строить её, как отмечал
К. Маркс, "...также и по законам красоты" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 42, с. 94).


Прекрасное в жизни - и средство и результат
Э. в. Оно концентрируется в иск-ве, художеств, лит-ре, неразрывно связано
с природой, обществ, и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями.
Система Э. в. в целом использует все эстетич. явления действительности.
Особое значение при этом придаётся восприятию и пониманию прекрасного в
трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту
в процесс и результаты труда.


Важнейшей частью Э. в. является художеств.
воспитание, использующее в качестве воспитат. воздействия средства
иск-ва, формирующее спец. способности и развивающее дарования в определённых
его видах - изобразительном, муз., вокальном, хореографич., театральном,
декоративно-прикладном и др.


В беседе с К. Цеткин об иск-ве в социалистич.
обществе В. И. Ленин подчёркивал, что "оно должно уходить своими глубочайшими
корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно
этим массам и любимо ими" ("О воспитании и образовании", 1973, с. 624).
С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль Э. в. в формировании
духовной культуры человека. В новой, социалистич. обществ, среде, в к-рой
человеческий труд освобождён от рабства и ликвидированы анта-гонистич.
противоречия, всё более усиливается эстетич. сторона жизни. Художеств.-творч.
начало в социально однородной среде становится могучим фактором эстетич.
воздействия на человека. Нравственно-эстетическое глубоко проникает в труд,
иск-во, лит-ру, градостроительство и новый быт людей, в отношения их друг
к другу. В этих условиях эстетич. влияния среды и планомерно оргавизуемого
Э. в. действуют как единая система обогащения духовной культуры человека.
В СССР, в условиях зрелого социалистич. общества, трудящиеся не только
получили широкий доступ к эстетич. ценностям, но и стали непосредственными
их творцами. Э. в. ведётся планомерно, связано с идейно-нравственным становлением
личности, формированием её активных жизненных позиций. КПСС направляет
развитие всех видов художеств, творчества на участие в общенародном деле
строительства коммунизма.


Подготовка человека к восприятию прекрасного
в иск-ве, лит-ре, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка - одна
из важнейших задач Э. в. В социалистич. обществе создаются необходимые
условия для её решения, т. к. здесь успешно идут процессы обогащения иск-ва
знанием жизни и дальнейшего приобщения трудящихся к ценностям культуры.


"Государство, - записано в ст. 27 Конституции
СССР (1977), - заботится об охране, преумножении и широком использовании
духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских
людей, повышения их культурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие
профессионального искусства и народного художественного творчества". Э.
в. народа активно содействует деятельность союзов творч. интеллигенции
- писателей, художников, композиторов, кинематографистов, а также домов
работников иск-в, литераторов, журналистов и др., оказывающих постоянную
помощь в развитии народного творчества, организации художественной
самодеятельности
трудящихся, студентов и учащихся. Этому же содействуют
театральные
общества,
хоровые общества, общества охраны памятников истории и
культуры, охраны природы общества,
различные творч. клубы. Организационно-методич.
и творч. центрами художеств, самодеятельности являются дома нар. творчества
(см. Дом народного творчества), дома художеств, самодеятельности.


Э. в. в стране ведут многочисл. культурно-просветит.
учреждения - дворцы и дома культуры (среди них - дома культуры учащихся
проф.-технич. уч. заведений), клубные учреждения, народные университеты,
библиотеки.
Развитие народного творчества, художеств, самодеятельности,
формирование эстетич. вкуса читателей - важнейшая часть их культурно-просветительной
работы,



Э. в. народа осуществляют театры, концертные
объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино. Массовыми средствами
Э. в. стали телевидение, радио, печать, знакомящие с высокохудожеств. произведениями
лит-ры и иск-ва, а также с литературоведением и искусствознанием. Лит.
и искусствоведч. критика содействует углублению эстетич. понятий и восприятия
прекрасного.


Задачам Э. в. служат также
физическая
культура и спорт,
направленные на формирование эстетики движений, красоты
тела, готовности к труду и обороне. Туризм предоставляет широкие
возможности ознакомления с шедеврами иск-ва, памятниками истории и культуры,
расширяет эстетич. восприятие природы, героики труда и боевой славы народа.
Проф. подготовка творч. кадров для различных областей иск-ва ведётся в
спец. учебных заведениях (см. Архитектурное образование, Музыкальное
образование, Театральное образование, Художественное образование, Искусств
институты, Консерватория, Кинематографии институт, Ленинградское хореографическое
училище
академическое им. А. Я. Вагановой. Московское академическое
хореографическое училище).
Клубные работники, библиотекари, руководители
художеств, самодеятельности готовятся институтами культуры (см. Культуры
институты, Культурнопросветительное образование).



Эстетич. и художеств, воспитание в
дошкольных учреждениях осуществляется по единой программе. В общеобразоват.
школах, проф.-технич. уч-щах и ср. спец. учебных заведениях Э. в. является
частью уч.-воспитат. процесса, ведётся в связи с изучением всех уч. предметов,
особенно лит-ры, в общеобразоват. школах также на уроках изобразит, иск-ва
(1-й - 6-й классы), пения и музыки (1-й - 7-й классы), во внеучебное время,
входит в деятельность пионерской и комсомольской организаций. Углублённому
изучению художественной лит-ры и иск-ва содействуют факультативные курсы.
Большую работу по развитию творч. способностей и дарований в области лит-ры,
музыки, пения, хореографии, театра, изобразит., декоративноприкладного
иск-ва и др. ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы Э. в.
детей разрабатываются н.-и. пед. институтами АПН СССР и мин-в просвещения
(нар. образования) союзных республик (см. Педагогические институты научно-исследовательские).
В составе АПН СССР имеется спец. Н.-и. институт художеств, воспитания.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Об искусстве. [Сборник, 3 изд.], т. 1 - 2, М., 1976; Ленин В. И., О литературе
и искусстве. [Сборник], 5 изд., М., 1976; КПСС о формировании нового человека.
Сб. документов и материалов (1965 - 1976), М., 1976; Брежнев Л. И., Ленинским
курсом. Речи и статьи, т. 4, М., 1974, с. 287 - 97, т. 5, М., 1976, с.
519-48; Крупская Н. К., Педагогические соч., т. 3, 5, 8, М., 1959 - 60;
её же, Об искусстве и литературе. Статьи, письма, высказывания, Л. -М.,
1963; Луначарский А. В., Собр. соч. Литературоведение. Критика. Эстетика,
т. 1 - 8, М., 1963 - 67; е г о ж е, О воспитании и образовании. [Избр.
соч.], М., 1976; Макаренко А. С., Соч., [2 изд.], т. 4 - 5, М., 1957 -
58; Программа воспитания в _детском саду, 8 изд., М., 1978; Л и х ач ё
в Б. Т., Эстетика воспитания, М., 1972; Эстетическое воспитание школьников,
под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачёва, М., 1974; Основы эстетического
воспитания, [под ред. Г. Л. Абрамовича и др.], М., 1975.

Б. Т. Лихачёв.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я