ЭСХАТОЛОГИЯ
(от греч. eschatos
- последний, конечный и ...логия), религ. учение о конечных судьбах
мира и человека. Следует различать индивидуальную Э., т. е. учение о загробной
жизни единичной человеческой души, и всемирную Э., т. е. учение о цели
космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует. В становлении
индивидуальной Э. особая роль принадлежит Др. Египту, а в становлении всемирной
Э.- иудаизму, сосредоточенному на мистич. осмыслении истории как
разумного процесса, направляемого волей личного бога: руководимая богом
история должна преодолеть себя самоё в приходе "нового неба и новой земли".
Индивидуальная Э. становится частью всемирной Э., ибо наступление "будущего
века" окажется сроком для воскресения умерших праведников. Э. христианства
выросла на основе Э. иудейского сектантства, освобождённой от нац. чаяний
и дополненной мотивами антич., егип. и зороастрийской Э. Она исходила из
того, что эсхатологич. время уже началось с выступлением Иисуса "Христа"
("Мессии"). При этом в первом его пришествии история оказывается снятой
лишь "незримо" и продолжает длиться, хотя под знаком конца; второе пришествие
(в качестве судьи живых и мёртвых, см. "Страшный суд") должно выявить
эту незримую реальность. Э. Нового завета (см. Библия) выражает
себя в многозначных символах и притчах, избегая наглядности; однако ср.-век.
сознание в бесчисл. апокрифах и "видениях" создаёт детализированную картину
потустороннего мира. На уровне чугственно-наглядного мифа Э. часто содержит
мотивы, общие для различных религий (ислама, католицизма и т. д.). С наступлением
эпохи капитализма функции, мотивы и темы Э. отчасти перенимаются идеологией
утопии.
Лит.: D i е t е г i с h A.,
Nekyia, Lpz., 1893; Bultmann R., History and eschatology, Edin., 1957.
С. С. Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я