ЭСХИЛ
(Aischylos) (ок. 525,
Элевсин,- 456 до н. э., Сицилия), древнегреч. драматург. Происходил из
старинного аристократия, рода. Участвовал в греко-персидских войнах.
В
484 одержал первую победу в драматич. состязаниях; впоследствии ещё 12
раз был победителем в состязаниях драматургов. В античности было известно
ок. 80 драматич. произв. Э., сохранилось только 7: "Персы" (472), "Семеро
против Фив" (467), трилогия "Орестея" (458; "Агамемнон", "Хоэфоры", "Эвмениды");
о времени создания трагедий "Просительницы, или Молящие" и "Прикованный
Прометей" единого мнения нет. Из остальных трагедий Э. дошли отрывки, редко
превышающие 5-10 стихов; относительно крупные фрагменты из сатировских
драм "Тянущие невод" и "Послы, или Истмийцы" опубл. в изданиях егип. папирусов
в 1933 и 1941. Творчество Э. относится к периоду окончат, утверждения афинской
демократии (1-я пол. 5 в. до н. э.) и отражает переоценку мировоззренч.
принципов родового строя. Героем его трагедий является самостоятельный
в своём поведении и ответственный за свои поступки человек. Сущность трагического
у Э. раскрывается с наибольшей отчётливостью в "Орестее": тяготеющее над
домом Агамемнона проклятие Атридов осуществляется только потому, что члены
этого дома (Агамемнон, Клитемнестра) сами виновны в совершении тягчайших
преступлений против божественных и человеческих законов. Кровавая вереница
отмщений-преступлений прекращается благодаря вмешательству суда афинского
ареопага, чьё решение освящается богиней Афиной и символизирует победу
демократич. государственности над архаич. законом родовой мести. Торжество
принципов патриотизма и гражд. равноправия над "варварским" деспотизмом
составляет осн. содержание "Персов" и находит также отражение в "Семерых
против Фив" и "Просительницах". Гуманистич. содержание творчества Э. с
исключит, яркостью раскрывается в трагедии о Прометее - "самом благородном
святом и мученике в философском календаре" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 25).
"Отец трагедии", Э. был крупнейшим
новатором в области художеств, формы. Хоровые и лирич. партии с участием
актёров играют в его трагедиях важнейшую драматич. роль, нагнетая атмосферу
волнения и тревоги и подводя действие к кульминации. Введением второго
актёра Э. значительно повысил роль индивид, персонажей, среди к-рых выделяются
такие титанич. образы, как Этеокл, Прометей, Клитемнестра. Трагедии Э.
были хорошо известны в Древнем Риме; нек-рые из них послужили прототипом
для произв. Энния, Акция, Сенеки. В лит-ре и иск-ве нового времени широкое
отражение нашёл образ Прометея.
Соч.: Aeschyli septem quae supersunt
tragoediae, ed. D. Page, Oxf., 1972; в рус. пер. - Трагедии, пер. С. Апта,
М., 1971.
Лит.: Радциг С. С., История
древнегреческой литературы, 4 изд., М., 1977; Я р х о В. Н.. Эсхил, М.,
1958; L е s k у А., Die tragische Dichtung der Hellenen, 3 Aufl., Gott.,
1972; Wege zu Aischylos, hrsg. von H. Hommel, Bd 1 - 2, Darmstadt, 1974.
В. Н. ЯРХО.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я