ЭТНОГРАФИЯ
(от греч. ethnos
- племя, народ и ...графин), обществ, наука, изучающая народы-этносы
и др. этнич. общности, их этногенез, быт, культурноисторич. отношения.
Осн. предмет Э. составляют черты традиц. повседневной (бытовой) культуры
народа, образующие его этнич. облик. Гл. источник Э.- данные, полученные
методом непосредств. наблюдения жизни народа (стационарные и экспедиц.
исследования, сбор коллекций и др.); используются также материалы анкетных
опросов. Во взаимодействии с др. науками (археология, история) Э. воссоздаёт
этническую историю, первобытнообщинный строй (по его пережиткам
у совр. народов). С искусствоведением и фольклористикой Э. связывает проблематика
народного
творчества, С экономич. науками, социологией - исследование хоз. деятельности
и социальной структуры, с языкознанием - проблема языкового родства, влияний
и т. д. Данные географии используются при изучении взаимодействия этноса
и природной среды, типов расселения, при составлении этнографических
карт. Миграции и численность народов исследуются совместно с демографией,
этногенез
- с антропологией. Э. ставит и решает как познават., так и практич.
проблемы этнич. аспектов перестройки быта, совр. этнич. процессов, формирования
новых наций, борьбы с пережитками и т. д.
История зарубежной Э.
Накопление
этногр. знаний происходило уже в глубокой древности с возникновением интереса
к соседним и отдалённым народам. В надписях др.-вост. царей, в Библии и
др. источниках упомянуты мн. племена и народы, изображения их представителей
сохранили памятники иск-ва. Последоват. описания др. народов, их быта составлены
антич. авторами (Геродот, Ксенофонт, Плиний Старший, Тацит и др.), геогр.
кругозор к-рых расширился благодаря греч. колонизации и грекорим. завоеваниям.
В "Географии" Страбона (кон. 1 в. до н. э.- 1 в. н. э.) упоминается более
800 народов, населявших земли от Брит, о-вов до Индии и от Сев. Африки
до Балтийского м. Сведения о народах Вост. Азии содержатся в "Исторических
записках" Сыма Цяня (1 в. до н. э.) и др.
В ср. века описания народов Европы
и. Средиземноморья оставили визант. и араб, авторы, зап.-европ. хронисты.
Путешествия Плане Карпини, Виллема Рубрука и особенно Марко Поло расширили
ср.-век. познания европейцев о народах Вост. и Юж. Азии.
Резкое увеличение этногр. знаний произошло
в эпоху Великих геогр. открытий (с сер. 15 в.). В Америке и Африке европейцы
столкнулись с племенами неизвестного происхождения, иной культуры и облика.
Для Э. важны описания амер. земель испанцами (X. Колумб, Б. де Лас Касас,
Д. де Ланда и др.), поскольку значит, часть индейского населения и его
культура в ходе европ. завоевания были уничтожены (майя, инки и др.).
В ходе колон, захватов и геогр. открытий
голландцы, англичане и французы (17-18 вв.) столкнулись с сев.-амер. индейцами
(сведения о них оставлены гл. обр. франц. миссионерами - Ф. Лафито и др.),
аборигенами Океании (описания Ж. Ф. Лаперуза, Дж. Кука и др.), Австралии,
Африки. Накопление этногр. материала в кон. 18 в. привело к попыткам его
науч. осмысления: идеализация первобытности как счастливого детства человечества
(Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро); мысль о зависимости обычаев и нравов от геогр.
среды (III. Монтескье); идея культурного прогресса (Вольтер, А. Фергюсон)
и самостоят, ценности культуры каждого народа (И. Г. Гердер).
С нач. 19 в. возрос интерес к Э. европ.
народов (появился термин Volkskunde - народоведение). Были изданы нем.
нар. сказки и песни (Л. И. Арним, бр. Гримм); труды Я. Гримма,
В.
Манхардта и др. по нар. верованиям и герм, мифологии послужили основой
для мифологической школы (1830-70-е гг.), выводившей фольклор и
народные обычаи из древнейшей мифологии, обожествлявшей явления природы.
К сер. 19 в. Э. сложилась как самостоят,
наука. Появились этнологические (этногр.) об-ва: в Париже (1839), Нью-Йорке
(1842), Лондоне (1843). Осн. направление в Э. 2-й пол. 19 в.- эволюционная
школа (Э. Тайлор, А. Бастиан, Л. Г. Морган и др.)- сформировалось под
влиянием эволюц. учения. Гл. идеи школы: культурное единство человечества,
эволюция культуры от низших форм к высшим (от дикости к цивилизации, от
группового брака к парному и т. п.), различия в культуре - следствие разных
ступеней развития. Прогрессивная для 19 в. эволюц. школа рассматривала,
однако, историю как сумму независимых эволюции отд. элементов культуры,
общие закономерности развития выводила из "психич. единства" человечества
(А. Бастиан). К материалистич. объяснению истории приблизился Морган, связывавший
общественный прогресс с развитием средств существования.
Работы Моргана и труды др. эволюционистов
были использованы основоположниками марксизма при создании своей концепции
первобытной истории. Осн. положения марксистской концепции первобытности
и возникновения классового общества, содержащиеся в кн. Ф. Энгельса "Происхождение
семьи, частной собственности и государства" (1884), в произв. К. Маркса
и Энгельса "Немецкая идеология", "Капитал", "Марка", "Роль труда в процессе
превращения обезьяны в человека" и др. имеют принципиальное методологич.
значение для Э. Они оказали влияние на этногр. науку уже в 19 в.
С кон. 19 в. этногр. наблюдения велись
преим. специалистами-этнографами: значит, экспедиции работали на о-вах
пролива Торреса (1898), в сев. части Тихого ок. (1899-1902) и в др. р-нах.
Материал собирался по предварительно разработанным программам. В эпоху
империализма в Э. появились реакц. тенденции, отвергающие идеи единства
и прогрессивности историч. процесса. К. Старке, Э. Вестермарк, Г.
Кунов
пытались
опровергнуть концепцию группового брака, доказать изначальность индивидуальной
семьи. Патер В. Шмидт выдвинул прамонотеизма теорию,
призванную
согласовать данные Э. о первобытных верованиях с христ. догмой. Влиятельным
направлением стал диффузионизм, представители к-рого (Ф. Греонер,
У. Риверс и др.; см. также Культурно-историческая школа) подменяли
идею развития культуры тезисом о геогр. её распространении из развитых
центров (напр., Др. Египта) и заимствованием. В США этногр. школа Ф. Боаса
(А.
Крёбер,
П.
Радин и др.) много сделала для конкретного этногр. изучения индейцев Сев.
Америки, выявила "культурные ареалы" и связи между ними, но точная фиксация
фактов не вела у них к историч. обобщениям.
Значительным было влияние на Э. нач.
20 в. франц. социологической школы Э. Дюркгейма (М. Мосс
и
др.), представители к-рой опирались на разработанное Дюркгеймом понятие
о "коллективных представлениях"; Л. Леви-Брюль создал теорию первобытного
"дологического мышления", основанного на представлении о магическом сопричастии
человека и природы.
После 1-й мировой войны 1914-18 под
влиянием франц. Э. сложилась англ. функциональная школа (Б. Малиновский,
А. Радклифф-Браун и др.), рассматривавшая культуру как систему институтов,
выполнявших необходимые общественные функции. Функционалисты изучали синхронный
механизм культуры, исследование истории считалось несущественным. Их выводы
использовала брит, колон, администрация при создании "косвенного управления"
подвластным населением.
Наиболее реакц. направлением в бурж.
Э. 30 - нач. 40-х гг. 20 в. был расизм - офиц. идеология гитлеровской
Германии; учение о "высшей расе" призвано было обосновать империалистич.
устремления фашистов.
Методы фрейдизма, оказавшие
влияние на Э. ещё в нач. 20 в., послужили основой для этнопсихологической
школы в Э. США (А. Кардинер, Р. Бенедикт и др.), ставившей развитие
отд. культуры в прямую зависимость от "среднего" психич. типа людей - носителей
этой культуры. После критики этих построений в 1950-х гг. новыми течениями
в Э. США стали "культурный релятивизм" М. Херсковица и неоэволюционизм
(Дж. Стьюард, Л. Уайт).
В большинстве зап.-европ. стран после
2-й мировой войны 1939-45 Э. развивалась по двум направлениям: изучение
своего народа и его соседей (С. Эриксон и др.) и изучение неевроп.
народов, осн. направлением к-рого стал структурализм. Исследование
структуры, гл. обр. архаич. "традиционных" обществ, ведётся последователями
Радклифф-Брауна. Сами культурные традиции (мифы, обряды и т. п.) рассматриваются
как знаковые системы и исследуются методами структурной лингвистики и теории
информации (К. Леви-Строс).
Особой областью знания в 20 в. стала
слав. Э. (обобщающие работы Л. Нидерле, К. Мошинъского,
И.
Цвийича).
Вторая пол. 20 в. отмечена значит,
ростом числа и науч. уровня этнографов в странах Азии (Япония, Индия, Турция
и др.). Гл. предмет исследования здесь - происхождение, этнич. история
и культура осн. народа своей страны; изучаются также малые народы.
В странах Африки этнографы уделяют
большое внимание истории афр. культур, их историч. единству, связям с культурами
др. континентов, традиц. социальным институтам, нар. творчеству (Сенегал,
Нигер, Гана, Уганда и др.).
В исследованиях мн. зарубежных учёных
всё более сказывается влияние марксизма: проводятся спец. семинары, читаются
лекции, издаются книги о методе историч. материализма в Э. (в Великобритании
- Р. Ферт, во Франции - М. Годелье, Ж. Сюре-Каналь, Р. Макариус и др.;
в США - У. Освоят; в Японии - Э. Исида и др.). На 9-м междунар. конгрессе
антропологич. и этногр. наук (Чикаго, 1973) был организован спец. симпозиум
по проблемам марксистской Э.
Марксизм - господствующая методология
в Э. социалистич. стран, где ведётся изучение материальной культуры, её
картографирование, изучение рабочего и гор. быта, этносоциологич. исследования,
изучение Э. внеевроп. стран. В системе социалистич. стран координируются
планы этногр. исследований и др. формы сотрудничества.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я