ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
в
этно г р а ф и и, направление в этнографии США, господствовавшее в 30-
40-х гг. 20 в. Глава школы - психиатр А. Кардинер, последователи - этнографы
Р. Линтон, Р. Бенедикт, А. Халлоуэлл и др. Сущность культуры каждого народа
этнопсихологи видели в психич. особенностях "основной" ("средней", "модальной",
"суммарной") личности, исследуемых методами фрейдизма.
Культура
народа - это - "индивидуальная психология, отброшенная на большой экран,
получившая гигантские пропорции и большую длительность во времени" (Бенедикт
Р., О конфигурациях культуры, "Американский антрополог", т. 34, 1932, с.
24). "Структура осн. личности" складывается в первые годы жизни человека
под воздействием характерных способов ухода за ребёнком (кормление, теленание,
обучение и т. п.) и образует неизменный базис культуры. Этнопсихологи пытались
объяснить неполноправное положение нац. меньшинств их неполноценностью
и культурной обособленностью, классовые различия выводили из различия "опытов
детства". На нью-йоркском съезде этнографов (1952) концепция Э. ш. подверглась
критике, и её влияние стало быстро падать.
Лит.: Аверкиева Ю. П., О некоторых
этно-психологических исследованиях в США, в сб.: Современная американская
этнография, М., 1963.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я