ЭТРУСКИ
(лат. Etrusci, Tusci,
греч. Tyrsenoi, самоназвание - rasna), древние племена, населявшие в 1-м
тыс. до н. э. С.-З. Апеннинского п-ова - область, называвшуюся Этрурия
(совр. Тоскана), и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской.
Осн. источник сведений об Э.- сообщения греч. и рим. авторов (Геродот,
Диодор Сицилийский, Страбон, Тит Ливии, Плиний Старший и др.), а также
археологич. материалы из этрусских гробниц и поселений. Сохранилось ок.
10 тыс. этрусских надписей (преим. очень кратких), из к-рых надёжно интерпретированы
лишь немногие.
Происхождение Э. остаётся неясным.
Антич. традиция считала их выходцами с В. В совр. науке преобладает мнение
(основанное гл. обр. на данных археологии), что вост. пришельцы были только
частью этнич. групп, к-рые участвовали в формировании Э., сложившихся в
самой Италии в результате сложного взаимодействия местных и пришлых племён.
Эти взгляды подкрепляются также доступными изучению особенностями этрусского
языка. Археологически несомненно, что материальная культура Э. развилась
на основе виллановы культуры. Процесс этнич. формирования Э. завершился,
очевидно, к 8 в. до н. э. Основу х-ва Э. составляло земледелие (славились
этрусские пшеница, виноград, лён), требовавшее (ввиду заболоченности почв)
значит, мелиоративных работ. Важную роль играло скотоводство. В Этрурии
добывались медь и железо, в обработке к-рых Э. достигли совершенства. Торговля
велась с греч. колониями в Юж. Италии (особенно с Сибарисом), Афинами,
Коринфом, Карфагеном и др., на суше - с сев. заальпийскими странами. С
5 в. в городах Э. началась чеканка монет.
В 7 в. у Э. уже имелись многочисл.
города-крепости, к-рые были экономич. и политич. центрами, образовывавшими
вместе с прилегающими терр. города-гос-ва, напоминавшие греч. полисы. Во
главе их стояли вначале цари, а с кон. 6 - нач. 5 вв., с возвышением военножреч.
знати, высшие должностные лица, избиравшиеся из аристократии. Обедневшие
члены общин вместе с остатками коренного населения и вольноотпущенниками
составляли зависимые социальные слои общества. Их труд, по-видимому, Преобладал
как в с. х-ве, так и в ремесле,хотя число рабов было значительным и постоянно
пополнялось за счёт войн, пиратства и работорговли. Вероятно, уже в кон.
7 в. возникла конфедерация двенадцати городов-roc-c (Вейи, Тарквинии,
Цере, Вольсинии и Др.). Овладев ок. сер. 6 в. плодородными землями
в Кампании, а затем и обширными терр. в долине р. По, Э. создали там колонии,
также объединённые в двенадцатиградия. Согласно преданию, этрусская династия
Тарквиниев правила с 616 по 509 до н. э. в Риме. Влияние Э. распространилось
почти на всю Италию. Однако конфедерация оказалась политически непрочной
из-за своекорыстной политики и соперничества отд. городов. Положение осложнялось
социальными противоречиями и сопротивлением населения зависимых областей.
Усиливалась также активность внешних врагов. Греки в 524 и 474 нанесли
Э. поражение под Кумами, положив конец их мор. господству; римляне ок.
509 изгнали Тарквиниев. Самниты вытеснили Э. из Кампании, овладев в 423
Капуей, паданские владения Э. подверглись ок. 400 нашествию галлов. Отсутствие
у Э. политич. и воен. единства сказалось и в войнах с Римом, в ходе к-рых
римляне поочерёдно подчинили себе важнейшие этрусские города. В 396 пали
Вейи, в 358 под рим. господство подпал Цере, в 308 - Тарквинии. С 310 началось
подчинение средней и вост. Этрурии, после 283 в зависимом от Рима положении
оказалась вся Этрурия. В течение двух столетий Э. сохраняли в большинстве
своих городов, находившихся на положении союзных Риму общин, прежнее политич.
устройство, культовые учреждения и культурную самобытность.
Э. оказали сильное влияние на культурное
развитие Др. Италии, особенно римлян, для к-рых они были образцом в прикладных
иск-вах и строит, деле. От Э. римляне переняли ряд особенностей политич.
организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) правительств,
лиц; мифология и религия Э. оказали значит, влияние на рим. мифологию и
религию. По-видимому, через Э. италийские племена Ср. и Сев. Италии восприняли
греч. письмо. Изобразительное искусство и архитектура. Пам. архитектуры
представлены остатками храмов, погребальными сооружениями, гор. стенами,
инж. конструкциями (мосты, каналы и т. д.)- Крепостные стены и ворота складывались
из хорошо отёсанных квадров, плотно подогнанных друг к другу. Применялись
клинчатые арки (ворота в Перузии, совр. Перуджа), ложные ступенчатые своды
(склепы 7-6 вв. до н. э.), полуциркульные своды (склепы 3-2 вв.). О развитии
градостроительства свидетельствуют остатки прямоугольной планировки г.
Марцаботто близ Болбньй и гипподамовой планировки
(Гипподам)
г.
Спина. Квадратные в плане жилые дома имели двух-или четырёхскатную кровлю
и открытый дворик-атргш. Храмы были двух типов: с одной или тремя целлами.
Поднятые на высокий подий, они имели глубокий портик, карниз к-рого,
с богато декориров. фризом, опирался на тосканские колонны. Фронтоны и
скаты кровли украшались раскрашенной терракотой. Близ городов сохранились
некрополи (Цере, совр. Черветери, Перузия, Тарквинии, совр. Таркуиния,
Клузиум, совр. Кьюзи, и др.). Псевдокупольные гробницы (7 в.) встречаются
в сев. р-нак Этрурии, гробницы в пещерах, скалистых выступах и пр.- близ
Вольтерры (3 в-), в виде насыпного кургана-тумулуса - в некрополе Бандитачча
в Черветери, в виде стоящего на поверхности ящива из травертина - в зап.
некрополе Марцаботто. Мн. погребальные камеры имитировали жилые интерьеры
(гробница "Реголини-Галасси" в Цере, 7 в.). Памятникам монументальной живописи
(с 7 в., период расцвета 6-5 вв.) присущи выразительность движений и жестов,
подчёркнутая силуэтность фигур, локальный цвет (гробница <Охоты и рыбной
ловли" в Тарквиниях). В росписях 5-4 вв. сказалось влияние древнегреческих
образцов (гробница "Леопардов" в Тарквиниях). Росписи 3-2 вв. отразили
настроения периода упадка Этрурии (гробница ч Франсуа" в Вульчи). К памятникам
скульптуры относятся статуи и рельефы из раскрашенной терракоты (антефиксы,
акротерии, вотивиая скульптура), погребальные урньг,. саркофаги, надгробные
стелы. Саркофаг имел вид каменного ящика, на крышке к-рого помещались изображения
супругов или одинокой фигуры с чашей в руке (т. н. саркофаг Лариса Пуленеса
из Нац. музея в Тарквиниях). Получил развитие портрет, примитивные
формы к-рого встречаются в антропоморфных урнах. У Э. было развито иск-во
торевтики
(бронзовые
статуэтки богов, предметы обихода; и погребального культа, зеркала, покрытые
гравировкой), керамика буккеро,. имитировавшая изделия из металла, черно-
и краснофигурная вазопись, производство изделий из золота.
Илл. см. на вклейках - к стр. 192-193
и табл. VII-VIII (стр. 176-177).
Лит.: Ельннцкий Л. А., Элементы
религии и духовной культуры древних этрусков, в кн.: Немировский А. И.,
Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Залесский Н. Н., Этруски
в Сев. Италии, Л., 1959; е г о ж е, К истории этрусской колонизации Италии
в VII -ГУ вв. до н. э., Л., 1965; Немировский А. И., Харсекин А. И., Этруски.
Введение в этрускологию, Воронеж, 1969; А 1 t h еim P., Der Ursprung der
Etrusker, BadenBaden, 1950; В loch R., Les Etrusques, [2 ed.], P., 1956;
Pallottino M., Etruscologia, 5 ed., Mil., 1963; He n с k e n H., Tarquinia
and Etruscan origins, L., 1968; Miihlestein H., Die Etrusker im Spiegel
ihrer Kunst, В., 1969; Ч у б о в а А. П., Этрусское искусство, Альбом,
М., 1972; Культура и искусство Этрурии. Каталог выставки. Л., 1972; Pallottino
M., Etruscan painting, N. Y., 1956; Н a n fm a n n G. M. A., Etruskische
Plastik. Stuttg., 1956; В loch R., Etruscan art, Greenwich. 1965 (The pallas
history of art, v. 1).
А. И. Харсекин (ист. очерк),
Г.
Н. Соколов (изобразит, иск-во н архитектура).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я