ЭФИОПИЯ
XIII. Музыка
Эфиопская музыка сложилась под влиянием
др.-греч., иудейской, позднее араб, культур, а также во взаимодействии
с нек-рыми афр. культурами. Разнообразен муз. фольклор Э., что связано
с пестротой и разнородностью этнич. состава населения. Длит, эволюцию претерпели
мелодич. формулы, типы песен, инструменты, лады. Известны трудовые, обрядовые,
историч., военные (напр., "шиллала" у амхарцев), охотничьи, "личные" и
др. песни. Фонетич. особенности различных языков обусловливают специфику
вокальной техники (напр., характерная прерывистость мелодич. движения,
обрыв муз. фразы). Муз. инструментарий: струнные - масенко (масинко, однострунная
скрипка), крар и бегена (6- и 8-, 12-струнные лиры); духовые - вашинт (поперечная
флейта), им-билта (эмбилта, флейта с пентатонным звукорядом), малакат (длинные
трубы из бамбука или металла); ударные - барабаны коберо, атамо и др. Носителями
муз. культуры в Э. были странствующие поэты-певцы - азмари (полупроф. музыканты
- мужчины и женщины), к-рые пели, аккомпанируя себе на масенко или краре.
Их песни, зачастую остросоциального характера, содержали критику имущих
классов, выражали ненависть к завоевателям. Несколько трансформированная
традиция азмари сохранилась в совр. Э. (популярны певцы Тилахун, Гессессэ,
Малаку Гелау, Гетамесай Абебе и др.). В 30-х гг. 20 в., в связи с проникновением
в страну элементов зап. культуры, появились композиторы, использующие европ.
систему нотации; среди них - Алека Мелаку Бегго-Сеу, Каньятта Иофатаха
Негуссе, М. Иоханнес. В 50-х гг. в Аддис-Абебе была создана "Нац. патриотич.
ассоциация", объединившая музыкантов Э., пропагандирующих нац. культуру.
В 1952 началась серьёзная работа по изучению фольклора Э. Большое внимание
уделяется муз. образованию: организованы ф-ты иск-в в ун-тах Аддис-Абебы
и Асмары, Ин-т эфиопских исследований в Аддис-Абебе (1963). При Ун-те Аддис-Абебы
основан Центр художеств, творчества (1963), цель к-рого - воспитание молодёжи
в духе нац. традиций. Курсы по подготовке проф. музыкантов созданы и при
Нац. театре (ансамбль театра гастролировал в 1961 в СССР). В 1960 с помощью
специалистов из НРБ открыта консерватория. Характерно объединение артистов
и небольших групп в крупные творческие коллективы. Таковы "Группа Голубого
Нила" (исполняет ритуальные песни и танцы), Муз.-танц. и драматич. ансамбль
(выступал на фестивале в Лагосе в 1977 с программой на революц. темы).
Дж. К. Михайлов.
XIV. Театр
Истоки театр, культуры народов, населяющих
территорию Э., в традиц. обрядах (свадебных, похоронных и др.) и празднествах
(напр., связанных с победой над врагом, выборами вождя). С возникновением
в стране общеобразоват. школ (нач. 20 в.) появился школьный театр. Первые
нац. драматурги - Евтахи Ныгусэ и Фатаурари Таклехацариат (19 в.) - получили
образование в России и Франции. В период итал. интервенции (1930-е гг.)
функционировал театр под назв. "Союз патриотов Родины", к-рый в своих спектаклях
призывал к объединению патриотич. сил. В 1950 в Аддис-Абебе был проведён
фестиваль самодеятельного иск-ва, имевший большое значение для развития
нац. театра. В 1955 в столице открылся первый проф. театр (с сер. 70-х
гг.- Национальный театр). В его репертуаре - пьесы современных национальных
драматургов, адаптированные переводы У. Шекспира. Одна из последних поставленных
театром пьес-"Ревизор" Н. В. Гоголя (1976).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я