ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
изготовление
художеств, изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения
и др.) преим. из драгоценных (золото, серебро, платина), а также нек-рых
др. цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными
камнями, жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью и т. д. В
Ю. и. применяются ковка, литьё, художественная чеканка и
канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи
чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение (басма), резьба
или гравировка, оброн (техника, при к-рой фон вокруг рисунка вырезается),
скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация,
травление,
полировка и др.; механич. приёмы обработки - штамповка, вальцовка и др.
Ю. и.- один из древнейших и широко
распространённых видов декоративноприкладного (в т. ч. нар.) творчества.
Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями ист. быта (напр.,
со спецификой стилей одежды), изделия Ю. и. играли роль своеобразных знаков,
выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов)
магич.
смысл. В процессе ист. развития социально-престижное значение изделий Ю.
и. чаще всего вытесняло связанные с ними религ.-магич. представления. Вплоть
до 20 в. Ю. и. остаётся одним из средств формирования целостной художеств,
среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала,
и изысканность его обработки.
На высокой ступени развития находилось
Ю. и. Др. Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным эффектам. Материалами
служили преим. золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды;
применялись чеканка, гравировка и т. н. холодная эмаль (включение кубиков
стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Пристрастие
к яркой полихромии, частое использование лазурита и техники холодной эмали
характерно для ювелирных изделий Двуречья. Ю. и. стран Эгейской культуры
(обнаруженные гл. обр. в Микенах и Трое изделия со сканью и зернью, золотые
сосуды с изображениями быков, каракатиц, морских звёзд и пр.) и этрусков
отмечены большей сдержанностью цветовых решений. Если в классич. др.-греч.
Ю. и. (5-4 вв. до н. э.) важнейшим средством художеств, эффектов являлся
матовый блеск золота, то в эллинистич. и др.-рим. Ю. и. вновь появился
вкус к звучной полихромии. Особую известность среди произв. эллинистич.
Ю. и. получили художеств, изделия из серебра. В Ю. и. сасанидского Ирана
(3-7 вв.) были распространены сосуды из золота и серебра с чеканными, литыми
и гравирован, изображениями.
В раннемусульм. культуре сдержанное
отношение к предметам роскоши первоначально препятствовало развитию Ю.
и., но постепенно оно достигло высокого расцвета (впитав в себя традиции
др.-иран. и эллинистич. иск-ва); ср.-век. опыт обработки драгоценных металлов
и камней (в технике филиграни, инкрустации, черни и т. д.) нашёл продолжение
в нар. художеств, творчестве Бл. и Ср. Востока и Сев. Африки. Особая пышность
ювелирных украшений характерна для декоративно-прикладного иск-ва ср.-век.
Индии, где рано распространилось иск-во огранки алмазов. Мастера ср.-век.
Китая обрабатывали различные материалы (кроме драгоценных металлов - коралл,
нефрит, янтарь и др.) более сдержанно, стремясь подчеркнуть в них не столько
светоотражат. свойства, сколько окраску или даже природную фактуру, присущую
тому или иному камню. Многочисл. первоклассные образцы Ю. и. были найдены
при археол. изучении культур древней Америки (литые и чеканные золотые
украшения с мозаич. орнаментами из бирюзы, кварца, агата и др.).
Типичные черты раннесредневекового
европ. Ю. и.- применение холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неогранённых
драгоценных камней), контрастно сопоставляемых с золотом, мотивы звериного
стиля в орнаментике.
В визант. Ю. и. (распятия, чеканные
ли-тургич. сосуды, оклады и др. предметы культа, часто украшенные тончайшей
перегородчатой эмалью) преобладала тенденция к иллюзорной дематериализации
форм. В произв. романского и готич. Ю. и. (где применялись также редкие
породы дерева, горный хрусталь) величеств, пышность цветовых созвучий неизменно
сочеталась со строгой архитектоничностью композиций, в ряде случаев повторявших
формы церк. зодчества.
Мастера Возрождения и маньеризма (итальянцы
П. Леони, Б. Челлини и др.) создали изделия (серебряные сосуды с многофигурными
рельефными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни и др.),
в к-рых исходные свойства драгоценных материалов отступают на задний план
перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. В 17- 18 вв. возрос
интерес к живописным эффектам, к сложным колористич. созвучиям эмалей,
золота и драгоценных камней, нередко покрывающих металлич. основу сплошным
мерцающим слоем. Среди шедевров европ. Ю. и. 15-18 вв.- нем. художеств,
серебро (мастера семейства Ямницер и др.) и эмали (И. М. Динглингер), англ,
художеств, серебро. Изделия франц. Ю. и. выдвинулись с кон. 17 в. на первое
место в Европе; в 18 в. господствовала прихотливая изысканность форм рококо,
в
нач. 19 в.- строгость стиля ампир
(чеканные изделия Ж. Б. Одно и
М. Г. Бьенне, придворных мастеров Наполеона I).
В сер. 19 в. произ-во массовых ювелирных
изделий механизируется; в употребление широко входят менее ценные материалы,
напр, накладное серебро, а вместо драгоценных камней - горный хрусталь,
аквамарин, малахит, цветное стекло, искусств, бриллианты (стразы). Стилистика
большинства изделий Ю. и. 19 в. тяготеет к эклектизму, против к-рого выступают
мастера "модерна" (Р. Лалик во Франции и др.). Для Ю. и. 20 в.,
освоившего много новых материалов (платина, палладий, анодированный алюминий
и др.), характерно необычайное разнообразие творческих направлений. Пуристич.
стремление к "дизайнерским" формам, лишённым к.-л. орнамента (типичное
для Ю. и. 1920-х гг.), сосуществует с тенденциями к созданию изделий, воскрешающих
динамику и текучесть форм -"модерна" или традиции нар. и ср.-век. Ю. и.
Наряду с орнаментами, имитирующими различные историч. стили, к сер. 20
в. всё чаще появляются образные решения, более тесно соприкасающиеся с
проблематикой совр. культуры (напр., ювелирные композиции на космич. тему).
Ю. и. народов СССР известно с глубокой
древности, о чём свидетельствуют многочисл. археол. находки (напр., в Грузии,
Армении, на терр. ср.-азиат, республик). К вершинам мирового Ю. и. принадлежат
золотые украшения и художеств, сосуды скифов и сарматов, обнаруженные в
погребениях Причерноморья, Прикубанья, Ниж. Поволжья. Мастерством чеканки,
скани, резьбы, черни, перегородчатой эмали славились ювелиры ср.-век. Грузии
и Армении.
Для Киева 11-12 вв. особенно характерны
золотые изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода 11-12 вв.- серебряные
литургич. сосуды и чеканные оклады икон, для иск-ва владимиро-суздальской
школы 12-13 вв.- различные изделия (браслеты и т. д.) с чередованием золотых
и серебряных частей, для Москвы и Суздаля 14-15 вв.- оклады икон и евангелий,
складни и т. д. со сканью, чеканкой, басмой, эмалью и литыми изображениями.
В 16 в. (когда общерус. центром Ю. и. стала Москва) особое развитие получили
чернь и эмаль, в 17 в.- эмаль (И. Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба
по металлу (В. Андреев, А. Трухменский), чернь (М. Агеев, П. Иванов); в
17 в. развиваются и мн. местные школы др.-рус. Ю. и.- сольвычегодская (мастерские
Строгановых), ярославская и др.
Рус. Ю. и. 18 в. (с центром в Петербурге)
развивается в русле общеевроп. художеств, стилей, но сохраняет нац. особенности
и местные черты отд. центров. С 18 в. развивается великоустюжское чернение
по серебру. В 19 в. в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные
предприятия серебряного и золотого дела. Среди них выделяются предприятия
П. Ф. Сазикова (серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (эмали в др.-рус.
стиле), И. И. Хлебникова (эмали, чеканные изделия), а в нач. 20 в. - фирма
Оловянишниковых (изделия для культа в различных техниках). Высококачественные
ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней и
др.) производили фирма Фаберже и работавшие по её заказам мастерские (М.
Перхина и др.).
Изделия сов. Ю. и. производятся на
ювелирных ф-ках (в Ленинграде, Свердловске, Москве, Таллине, Риге, Ереване,
Ташкенте и др.) и в производств, объединениях, на предприятиях художеств,
промыслов: Кубачинский художеств, комбинат в Дагестанской АССР, ф-ка •"Ростовская
финифть", Красносельская ювелирная ф-ка в Костромской обл. и др. Творчески
используются и развиваются старые художеств, традиции и виды техники (скань,
чернь, эмаль, резьба и др.); ведётся работа по созданию новых форм и рисунков
ювелирных изделий. Среди мастеров сов. Ю. и. 1960-70-х гг. - Ю. И. Паас-Александрова,
И. Б. Бешенцева, М. А. Тоне, Р. Алиханов, Г. Магомедов в РСФСР, М. Магомедова,
М. Цалкаяаманидзе в Груз. ССР, А. Атаев в Туркм. ССР, Ф. Даукантас, Р.
Ринкевичене в Литов. ССР, Э. Куррель, X. Пихельга-Рауд в Эст. ССР.
Илл. см. на вклейке, табл. XXV (стр.
544-545).
Лит.: Рыбаков Б. А., Ремесло
древней Руси, М., 1948; Государственная Оружейная палата Московского Кремля,
М., 1954; Русский художественный металл, М., 1958; Русское декоративное
искусство, т. 1 - 3, М,, 1962-65; Уткин П. И., Русские ювелирные украшения,
М., 1970; Мартын о в а М. В., Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве
XII - XVIII вв., М., 1973; Постников а-Л о с е в а М. М., Русское ювелирное
искусство, его центры и мастера. XVI -XIX вв., М., 1974; Ювелирное искусство
народов России, [Л., 1974]; Флёров А. В., Художественная обработка металлов,
[М., 1976]; Rosenberg M., Geschichte der Goldschmiedekunst auf technischer
Grundlagen, Bd 1-5, Fr./M., 1908- 1925; Geschichte des Kunstgewerbes aller
Zeiten und Volker. Hrsg. von H. Bossert, Bd 1-6, В., 1928-35; E v a n s
J., A history of jewellery, 1100-1870, L., 1953; H i g g i n s R. A., Greek
and Roman jewellery, L., [1961]; Hughes G., Modern jewelry, 2 ed., L.,
1964; Kohlhaussen H., Europaische Kunsthandwerk, Bd 1-2, Fr./M., 19Б9-70;
Smith H. C., Jewellery, Wakefield, 1973; S с h a d e G., Deutsche Goldschmiedekunst,
Lpz., 1974.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я