Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА объединяет
сеть дорог в пределах Воронежской, Тамбовской, Липецкой обл. и участки
дорог в пределах Ростовской, Рязанской и Белгородской обл. РСФСР. Эксплуатац.
длина (1976) 3520 км, или 2,6% протяжённости всей сети ж. д. СССР.
Управление - в г. Воронеже. Ю.-В. ж.д. - одна из старейших в стране. В
1868 было открыто движение поездов от Козлова (ныне Мичуринск) до Воронежа.
В совр. границах организована в 1962. В 1976 участок дороги Дуплянка (исключительно)
- Филовово передан в состав Приволжской ж. д., а Старый Оскол (включительно)
- Валуйки - Южной ж. д.


В составе дороги 5 отделений: Мичуринское,
Елецкое, Воронежское, Георгиу-Дежское и Лиховское. Граничит по станциям
с Московской ж. д.- Ряжск, Павелец, Волово, Елец, Касторная; с Приволжской
ж. д.- Тоновка, Обловка, Дуплятка, Поворино, Морозовская; с Южной ж. д.
- Валуйки и Старый Оскол; с Донецкой ж. д. - Красная Могила, Изварино,
Ольховая; с Северо-Кавказской ж. д. - Звереве и Цимлянская.


Ю.-В. ж. д. связывает Донбасс, Сев.
Кавказ и Закавказье с р-нами Центра и Европ. Севера, Поволжье с юж., зап.
и сев.-зап. р-нами страны. Ю.-В. ж. д. обслуживает предприятия чёрной металлургии,
хим. и угольной пром-сти, машиностроения, строит, индустрии, а также р-ны
развитого с. х-ва. По станции Георгиу-Деж дорога взаимодействует с речным
транспортом (по р. Дон). Грузооборот (1976) 119 млрд. т-км,
или
3,6% общесетевого. В отправлении грузов наибольший уд. вес принадлежит
нерудным стройматериалам (43%), углю (13%), металлам (10%), зерновым (6%),
а в грузообороте - нефт. грузам (22%), стройматериалам (14%), чёрным металлам
(10%), углю (8%) и лесным материалам (8%). Ср. грузонапряжённость (1976)
33,7 млн. т-км/км, что на 40% выше среднесетевой; пассажирооборот
9,1 млрд. na.cc-км, или 2,9% общесетевого. За годы Сов. власти Ю.-В.
ж. д. получила значит, технич. развитие: построены вторые пути, крупные
грузовые и сортировочные станции, широко применяется автоблокировка, централизация
стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. Весь грузооборот
и пассажирооборот дороги обслуживается электрич. (69%) и тепловозной тягой
(31%).


Награждена орденом Трудового Красного
Знамени (1966). г. С. Райхер.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я