Юридическая наука.
Определённые
сдвиги в становлении правовой науки начались в кон. 19 в. и в первых десятилетиях
20 в. Однако до образования в 1918 единого югосл. гос-ва в югославян. землях
не было практически самостоят, юридич. науки. Центрами исследований в Ю.
в области права (после 1918) стали Сербия, Хорватия и Словения. В бурж.
юридич. науке Ю. господствовал формально-догматич. метод. Ведущими представителями
правовой науки были С. Йованович, Л. Питамич (конституц. право), М. Тодорович,
В. Франович (финанс. право), Л. Маркович, М. Бартош (гражд. право), М.
Ачимович (уголовное право), С. Байич (трудовое право).
Для бурж. Ю. был характерен партикуляризм:
после 1918 действовали 6 обособленных правовых систем (хорватскословенская,
далматинско-словенская, воеводинская, сербская, черногорская и боснийско-герцеговинская),
в каждой из к-рых присутствовали элементы римского, германского, венгерского,
византийского, османского, а также канонического права. В 20-30-е гг. 20
в. в Ю. началась кодификация права, в осуществлении к-рой существ, роль
сыграли учёные-правоведы.
После установления нар. власти (1945)
начался новый этап в развитии юридич. мысли Ю. В социалистич. Ю. на базе
историко-материалистич. исследования права ведутся науч. разработки проблем
самоуправления, совершенствования законодательства, организации и деятельности
органов гос. власти, значит, развитие получило сравнительное правоведение.
Югослав, учёными созданы серьёзные фундаментальные труды по различным отраслям
права: конституционное право (И. Джоржевич, И. Стефанович и др.), трудовое
право (А. Баетич, Н. Тинтич и др.), уголовное право (Н. Срзентич, А. Стяга
и др.), административное право (И. Крбек, С. Попович и др.), гражданское
право (М. Вукович, М. Ступар и др.), теория государства и права (Р. Лукич
и др.), междунар. право (М. Баотош), сравнительное правоведение (Б. Благоевич,
И. Стефанович и др.).
Основными н.-и. центрами в области
изучения права, а также подготовки юридич. кадров ' являются юридич. ф-ты
ун-тов (прежде всего в Белграде, Загребе, Любляне). В 1955 в Белграде создан
спец. институт сравнительного правоведения. Многие юридич. ф-ты издают
учёные записки. Крупнейшими перподич. правовыми журналами являются: "Pravni
zivot> (с 1952), "Pravnik" (с 1946), "Zbornik Pravnog fakulteta u Zagrebu"
(c 1948). Ю. Л. Шулъженко.
Языкознание. Для развития языкознания
характерно преим. исследование и описание юж.-слав, языков (сербскохорв.,
словен. и макед.), на к-рых говорит большинство населения страны, а также
языков нац. меньшинств и народностей (алб., русинский и др.). В созданном
в 1918 едином югославском государстве языкознание сохраняло в 20-40-е гг.
непосредственные связи с лингвистической и филологич. наукой 19 в. и первых
лет 20 в., развивая и обогащая её традиции (см. Славяноведение).
Продолжались
исследования в области истории и диалектологии сербскохорв. и словен. языков
(А. Белич, С. Ившич, Ф. Рамовш). История
юж.-слав, языков изучалась в связи с праслав. и общеслав. лингвистич. проблематикой
(напр., в области акцентологии). Углублённо исследовалось функционирование
грамматич. форм, в частности глагольных (теория индикатива и релятива А.
Белича). Обобщением достижений в области теории стал труд А. Белича "О
природе языка и языковом развитии" (1941).
В социалистич. Югославии возрастает
обществ, роль языкознания, расширяется проблематика исследований. Изданы
обобщающие труды по грамматике сербскохорв. и макед. языков (М. Стеванович,
"Современный сербскохорватский язык", т. 1-2, 1964-69; Б. Конески, "Грамматика
македонского литературного языка", т. 1-2, 1952-54). Большое внимание уделяется
разработке теории и истории лит. языков (Д. Брозович, "Стандартный язык",
1970; П. Ивич, "Сербский народ и его язык", 1971). В исследованиях по истории
языка выявляется значение контактов юж. славян с иноязычными народами,
что было существенным фактором языковой эволюции (И. Попович, "История
сербскохорватского языка", Нови-Сад, 1955). Расширяются диалектологические
исследования (М. Храсте, П. Ивич, Б. Видоески, Т. Логар и др.). Больших
успехов достигла лексикография: завершено издание ист. словаря сербскохорв.
языка (Загреб, т. 1-24, 1882-1976), словаря совр. лит. сербскохорв. языка
(Нови-Сад, т. 1-6, 1967-76), выпущен словарь макед. языка (Скопье, т. 1-3,
1961-66), продолжается издание многотомного академич. словаря сербскохорв.
языка (Белград, т. 1, 1959) и словаря словен. языка (Любляна, т. 1, 1970).
Напечатан первый этимологич. словарь сербскохорв. языка, составленный П.
Скоком (Загреб, т. 1 - 4, 1971-74), началось издание этимологического словаря
словенского языка Ф. Безлая.
Исследовательскую работу организуют
и направляют лингвистич. ин-ты респ. академий наук и языковедч. и филологич.
кафедры ун-тов. Осн. периодич. и продолжающиеся издания: ".Тужнословенски
филолог"(с 1913), "Наш ]език" (с 1932), "Jezik" (1938-39, далее с 1952),
"Jezik in slovstvo" (с 1955), "Slavisticna revija" (с 1948), "Македонски
jasHK" (с 1950), "Зборник за филологщу и лингвистику" (с 1957), "Српски
дщ'алектолошки зборник" (с 1905), "Hrvatski dijalektoloski zbornik" (с
1956), "Suvremena lingvistika" (с 1962), "Filologija" (с 1957) и др. Библиография
работ по языкознанию публикуется в журн. "1ужнословенски филолог". В.
П. Гудков.
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Все республики Ю. имеют свои высшие
науч. учреждения; к ним относятся академии наук и иск-в: Сербская (осн.
в 1886, Белград), Югославянская (1867, Загреб), Словенская (1938, Любляна),
Боснии и Герцеговины (1966, Сараево), Македонская (1967, Скопье) и Черногорская
(1976, Титоград). Их деятельность координирует Совет академий наук и иск-в
Ю- (1960).
В 1977 насчитывалось ок. 500 организационно
и финансово самостоятельных н.-и. учреждений. Они подразделяются на три
группы: 1) самостоятельные н.-и. организации (св. 230) - ин-ты ядерных
исследований им. Б. Кидрича в Винче (Белград), им. Р. Бошковича в Загребе,
им. И. Стефана в Любляне, а также ин-ты электроники и связи им. М. Пупина,
испытаний материалов в Белграде, электротехнич., морской, лексикографический
в Загребе, испытаний материалов и конструкций, автоматизации в Любляне
и др.; 2) науч. учреждения (35) академий; 3) исследоват. и опытные подразделения
(св. 200) при хоз. и др. организациях объединённого труда. В результате
проведённой в 70-х гг. перестройки созданы объединения, призванные способствовать
развитию непосредственных связей науки и произ-ва. В науч. организациях
указанных трёх групп занято ок. 37 тыс. чел. Особую группу представляют
науч. подразделения (ок. 50) в составе ун-тов. Во всех науч. учреждениях
страны работает св. 15 тыс. специалистов высшей квалификации. На н.-и.
и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в 70-х гг. ежегодно в среднем выделялось
1,1% нац. дохода. Обеспечение НИОКР идёт гл. обр. по линии самофинансирования.
Междунар. науч.-технич. связи осуществляются
в осн. через Союзное управление по междунар. сотрудничеству в области науки,
просвещения, культуры и техники: в 1977 со 110 гос-вами (в т. ч. с 80 развивающимися),
с ООН и её учреждениями, с Организацией экономич. сотрудничества и развития
и др. В 1955 создана советско-югославская комиссия по научно-техническому
сотрудничеству: в 1975 она преобразована в постоянный подкомитет межправительств,
сов.-югосл. комитета по экономич. и науч.-технич. сотрудничеству. Совместные
сов.-югосл. работы ведутся в областях машиностроения, хим. пром-сти, цветной
металлургии, транспорта, с. х-ва и др. В 1973 подписано соглашение о сотрудничестве
между АН СССР и Советом академий наук и иск-в Ю. Развиваются связи между
вузами СССР и СФРЮ. И. В. Бухаркин.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
В 1977 в Ю. издавалось 3,5 тыс. газет,
журналов и др. периодич. изданий общим тиражом св. 20 млн. экз., в т. ч.
24 ежедневные газеты общим тиражом св. 2 млн. экз. Важнейшие газеты и журналы
(тираж на 1978): "Борба" ("Borba"), ежедневная газета на сербскохорв. яз.,
издаётся в Белграде - Загребе, осн. 19 февр. 1922, орган Социалистич. союза
трудового народа Югославии (ССТНЮ), 60 тыс. экз.; "Комунист" ("Komunist"),
еженедельная газета на сербскохорв., словен. и макед. яз., издаётся в Белграде
с 1925, орган Союза коммунистов Югославии (СКЮ), ок. 400 тыс. экз.; "Сопдялизам"
("Socijalizam"), ежемес. журн. на сербскохорв. яз., издаётся в Белграде
с 1958, орган СКЮ, 10 тыс. экз.; "Вьесник" ("Vjesnik"), ежедневная газ.
на сербскохорв. яз., издаётся в Загребе, осн. в 1940, орган Социалистич.
союза трудового народа Хорватии, 88 тыс. экз.; "Дело"("Delo"), ежедневная
газ. на словен. яз., издаётся в Любляне, осн. в 1959, орган Социалистич.
союза трудового народа Словении, 93 тыс. экз.; "Нова Македония" ("Нова
Македонка"), ежедневная газ. на макед. яз., издаётся в Скопье, осн. в 1944,
орган Социалистич. союза трудового народа Македонии, 26 тыс. экз.; "Ослободжене"
("ОслобоЬен>е"), ежедневная газ. на сербскохорватском яз., издаётся в Сараеве,
основана в 1943, орган Социалистического союза трудового народа Боснии
и Герцеговины, 79 тыс. экз.; "Победа" ("Поб}еда"), ежедневная газ. на сербскохорватском
яз., издаётся в Титограде, осн. в 1943, орган Социалистического союза трудового
народа Черногории, 13 тыс. экз.; "Политика", ежедневная газета на сербскохорв.
яз., издаётся в Белграде с 1904, 272 тыс. экз.; "Младост"("М1ас1о51:"),
еженедельник на сербскохорв. яз., издаётся в Белграде с 1919, орган Союза
социалистич. молодёжи Югославии, 96 тыс. экз.; "Рад" ("Rad"), еженедельная
газета на сербскохорв. яз., издаётся в Белграде с 1945, орган Союза профсоюзов
Югославии, 110 тыс. экз.; "Экономска политика" ("Ekonomska Politika"),
еженедельный журнал на сербскохорватском яз., издаётся в Белграде с 1952
газетноиздательским предприятием "Борба", 10,5 тыс. экз.
Телеграфное агентство Новая Югославия
- ТАНЮГ (Telegrafska Agencija Nova Jugoslavia - TANJUG), осн.
5
нояб.
1943. Радиопередачи в Ю. ведутся с 1926. Югославское радио и телевидение
(Jugoslovenska Radio Televizija - JRT) осн. в нояб. 1944 (реорганизовано
в 1952), координирует работу республиканских и краевых радио- и телевизионных
центров. Внутреннее радиовещание - на сербскохорв., словен., макед., итал.,
тур. и рум. яз.; иностр. вещание осуществляет станция "Радио - Ю." - на
алб., англ., араб., болг., греч., исп., нем., рус., франц. яз. Телевидение
с 1958. В Ю. 189 радиостанций, 62 телестанции.
И. Н. Лобашева.
XIII. Литература
Этнич. и языковое родство, сходство
ист. и культурных судеб народов Ю. обусловили многие общие закономерности
в их развитии, взаимодействие нац. лит-р. В то же время существ, различия
в истории, обществ.-экономич. укладе, вероисповедании, лит. традициях этих
народов определили специфику и неравномерность их лит. эволюции (см. раздел
Литература в статьях Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория).
После 1918 югославские литературы развиваются
в рамках единого гос-ва. Несмотря на наличие национальных противоречий,
сохранение социально-экономич. и политич. неравенства народов в монархич.
Ю., гос. объединение способствовало усилению более тесных контактов между
лит-рами. В межвоен. период лит-ры Ю. прошли два этапа, рубежом между к-рыми
были конец 20 - нач. 30-х гг. Значительным фактором этого времени явилось
возникновение и утверждение общеюгосл. революц. лит. течения.
Духовную атмосферу после 1-й мировой
войны 1914-18 во многом определяло осмысление уроков войны, отношение к
Окт. революции в России, революц. событиям в мире и в Ю., созданию единого
югосл. гос-ва. По этим вопросам шло идейное размежевание в среде творческой
интеллигенции. Возникшие в эти годы многочисл. лит. группировки объединяло
резкое отрицание империалистич. войны, разочарование в бурж. цивилизации,
нигилистическое отношение к своим лит. предшественникам. Преобладающими
стали нереалистич. течения. Напряжённые поиски общественного и эстетического
идеала приводили к дифференциации не только между направлениями, но и внутри
них. Главенствующее положение занял экспрессионизм, в котором сформировались
три идейных течения. В творчестве представителей первого - Д. Б. Шимича
(1898-1925), Т. Уевича (1891-1955), М. Ярца (1900-42), М. Црнянского (1893-1977),
Р. Драинаца (1899-1943) - нашли отражение анархо-индивидуалистич. бунт
против войны, бурж. морали и насилия над личностью, трагизм человека, не
способного на активную борьбу за изменение обществ, устоев. Они передали
напряжённость времени, ввели новый тип стиха (Шимич), цементирующимначалом
к-рого стала -"ритмомелодия" (интонация), разработали лирич. роман (Црнянский).
Для второго течения, не потерявшего связей со сложившимися ранее символизмом
и импрессионизмом, были характерны преобладание мистич. настроений, опора
на теорию "чистого космизма". В словен. и хорв. лит-pax его представляли
преим. поэты-католики Д. Судета (1903-27), Н. Шоп (р. 1904), А. Водник
(1901-65), Э. Коцбек (р. 1904) и др., творчеству к-рых свойственны религ.
мотивы, подчёркнуто "вневременной колорит". В серб, лит-ре эта тенденция
нашла выражение в гипертрофированной чувствительности, в асоциальной мифологизированной
образности (Р. Петрович, 1898-1949). Революц. движение в кон. Ю - нач.
20-х гг. в Ю. явилось ист. почвой для возникновения левоэкспрессионистского
лит. течения, связанного с коммунистич. движением. Оно объединило таких
талантливых писателей, как А. Цесарец (1893-1941), М. Крлежа (р. 1893),
С. Косовел (1904-26), Т. Селишкар (р. 1900), М. Клопчич (р. 1905), Б. Крефт
(р. 1905). Издаваемые ими журналы ["Plamen" (1919), "Knjizevna republika"
(1923-27) - в Хорватии, "Mladina" (1924-26), "Svobodna mladina" (1928,
1929) - в Словении] стали проводником революц. идей, знакомили читателей
с культурой Сов. России и революц. иск-вом Европы. Наибольшее развитие
в словен. лит-ре получили поэтич. жанры. Поиски новых художеств, форм словен.
поэты сочетали с глубоким интересом к жизненно важному содержанию (Косовел
и др.). В хорв. лит-ре наряду с поэзией получили распространение прозаич.
жанры и драма. Творчество представителей этого течения благодаря идейному
звучанию и художеств, весомости во многом определило лит. атмосферу тех
лет. Экспрессионизм как направление распался во 2-й пол. 20-х гг., однако
его стилевые черты проявлялись и позднее, особенно в изображении внутр.
мира человека, стихийных нар. движений. Реалистическое направление в 20-е
гг. представляли преим. писатели старшего поколения: В. Петрович (1884-1967),
И. Секулич (1877-1958), Ф. Бевк (1890-1970), О. Жупанчич (1878-1949), В.
Цар-Эмин (1870-1963) и др. Приход в него новых литераторов (С. Колар, 1891
- 1963; Десанка Максимович, р. 1898), в т. ч. и бывших экспрессионистов
(И. Андрич, 1892-1975; Цесарец, Крлежа, Крефт и др.), изменил на рубеже
20-30-х гг. соотношение лит. сил в пользу реализма.
В конце 20-х гг. в Сербии возник сюрреализм;
как течение он просуществовал всего неск. лет и распался в нач. 30-х гг.
Нереалистич. течения сохранили нек-рые позиции в драме (М. Бегович, 1876-
1948; И. Кулунджич, 1899-1970) и поэзии (Драинац, Уевич, Ярц). При всём
разнообразии мировоззренч. концепций представителей реализма в 30-е гг.
в нём усилились острота и глубина социального анализа, антибурж. направленность,
интерес к стихийным выступлениям трудящихся. И хотя главной в произв. писателей-реалистов
оставалась крест, проблематика (Бевк, Колар, Петрович), охват совр. действительности
значительно расширился. Город с его социальными контрастами изображает
Б. Чосич (1903-34); в творчестве Г. Крклеца (1899-1977), Д. Цесарича (р.
1902), Максимович и др. мир интимных чувств всё больше насыщается гражданскими
и социальными мотивами. В повестях и рассказах Андрич обращается к филос.
осмыслению истории и судеб людей, захваченных её водоворотом. Социально-психологич.
романы Крлежи "Возвращение Филиппа Латиновича" (1932), "На грани рассудка"
(1938), "Банкет в Блитве" (кн. 1-2, 1938-39) и драматургич. цикл о Глембаях
(1928- 1932) содержат острую социальную критику бурж. Ю., диктаторского
строя и его разлагающего влияния на человека. Комедии Б. Нушича (1864-1938),
бичующие тупое, злобное мещанство, перерастая в политич. сатиру, вывели
югосл. драматургию на мировую арену: "Госпожа министерша" (1929), "Мистер
Доллар" (1932), "Д-р" (1936), "Покойник" (1937) и др. Значительно повысился
художеств, уровень лит-ры. Утрата традиц. эпичности, свойственной реализму
прошлого, возмещалась повышением значимости личностного начала. Введение
филос. проблематики привело к развитию в лит-ре лирических, эссеистских
и публицистич. тенденций, к трансформации эпических жанров.
На лит. процесс всех нац. лит-р Ю.
большое влияние оказало возникшее на рубеже 20-30-х гг. общеюгосл. революц.
лит. движение. Журналы "Literatura" (1931-33), "Kultura" (1933) - в Загребе,
"Нова литература" (1928-31), "Стожер" (1930-35) - в Белграде, "Knjizevnost"
(1932-35) - в Любляне объединили разрозненные силы революц. писателей.
Революц. лит-pa Ю. прошла два этапа в своём развитии: первый (кон. 20-х
- сер. 30-х гг.) получил название "социальная литература", второй (с сер.
30-х гг.)- "социальный реализм". И хотя "социальная литература" в идейном
и художеств, отношениях не представляла единства н не создала значит, художеств,
произв., она сыграла огромную роль в формировании широкого фронта революц.
иск-ва. Её представители ввели новую проблематику, связанную с жизнью и
борьбой рабочего класса (напр., сб. серб., словен. и хорв. поэтов "Книга
товарищей", 1929). Слабости "социальной лит-ры" осознавались самими её
сторонниками. Критики-марксисты Б. Зихерл (1910-76), Дж. Иованович (1909-43),
О. Кершовани (1902-41), О. Прица (1899-1941), а также писатели Р. Зогович
(р. 1907), Крефт, И. Попович (1905-52) и др. отмечали необходимость расширения
кругозора писателей, боролись за перерастание "социальной лит-ры" в "пролетарский
реализм". В повышении идейного и художеств, уровня революц. писателей велика
роль журналов "Наша стварност" (1936- 1939), "Млада култура" (1939-40),
"Уметност и критика" (1939) - в Белграде, "Sodobnost" (1935-41) - в Любляне,
"Izraz" (1939-41) - в Загребе и изд-ва "Нолит" (Белград). Наиболее значит.
художеств, явления 30-х гг. связаны с "социальным реализмом". Социальные
реалисты не только совершенствовали прозаич. жанры, но и создавали их новые
разновидности, напр, форму "коллективного романа", охватывающего жизнь
целой социальной группы, или форму социально-политич. романа (Прежихов
Воранц, 1893-1950; X. Кикич, 1905-42). В прозе это направление получило
наиболее яркое воплощение в словен. лит-ре (Прежихов Воранц; М. Кранец,
р. 1908; Ц. Космач, р. 1910; А. Инголич, р. 1907; И. Потрч, р. 1913); в
поэзии - в серб., макед. и черногор. лит-pax (Ч. Миндерович, 1912-66; Попович;
К. Рацин, 1908-43; К. Неделковски, 1912-41, и др.); в драматургии - в словен.
и хорв. лит-pax (Крефт; М. Маткович, р. 1915: М. Фельдман, 1899-1976).
"Социальный реализм" расширил творческие возможности писателей осознанием
перспективы ист. развития, преобразующей роли человека, его духовного перерождения
в борьбе за освобождение угнетённых и оказал демократизирующее воздействие
на всю лит-ру Ю., способствуя объединению прогрессивных лит. сил перед
угрозой фашизма.
Мн. писатели участвовали в Нар.-освободит,
войне в Ю. 1941-45. Возникшая в партиз. условиях и на освобождённой терр.
лит-pa опиралась на достижения социального реализма, фольклорные и романтич.
традиции, активно использовала опыт сов. лит-ры, мн. произв. к-рой получили
широкое распространение в Ю. (А. Толстой, Н. Островский, И. Эренбург и
др.). Ведущей была поэзия (В. Назор, 1876-1949; М. Бор, р. 1913; К. Дестовник-Каюх,
1922-44; С. Куленович, 1910-78, и др.). Всемирную известность получила
поэма И. Г. Ковачича (1913- 1943) "Яма" (1943; опубл. на освобождённой
территории, 1944). Популярность приобрели также очерки и небольшие рассказы
(Б. Чопич, р. 1915; Попович; И. Дончевич, р. 1909) и драма (М. Божич, р.
1919; Клопчич). В годы войны создано мн. произв., увидевших свет только
после её окончания. Самым крупным лит. событием 1945 было появление социально-психологич.
романов Андрича (Нобелевская пр., 1961)"Мост на Дрине" и "Травницкая хроника",
в которых философски осмысляются человеческие судьбы в контексте пяти веков
истории Боснии.
После создания Федеративной Нар. Республики
Ю. все её народы и народности получили равные права на развитие нац. культуры.
В каждой республике Ю. были созданы объединения писателей, лит. журналы,
осн. из них: "Наша кшижевност" (с 1946; с 1947 -"Книжевност"), "Савременнк"
и "Дело" (оба с 1955) - в Белграде; "Izraz" (с 1957) - в Сараеве; "Стваран,е"
(с 1946) - в Цетине (с 1963 в Титограде); "Nasa sodobnost" (с 1953; с 1963
-"Sodobnost") - в Любляне; "Савременост" (с 1953) - в Скопье и др. В Ю.
существует Союз писателей Югославии.
В 1945 - нач. 50-х гг. в лит-pax Ю.
ведущую роль играло течение, продолжавшее в новых условиях традиции "социального
реализма". Тема нар.-освободит, борьбы и революции заняла осн. место не
только в первые послевоен. годы, но, получая разное идейно-эстетич. решение,
и на протяжении последующих трёх десятилетий. Ведущими жанрами оставались
поэтические, а также очерк и рассказ, чаще всего построенный на документ.
основе, и небольшие драматургия, произв. Фо)- мирование активной личности
в борьбе с фашизмом, сопричастность отд. человека судьбе народа - эти проблемы
определяли общую тональность лит-ры, решение к-рых дано в основном в реалистич.
и романтич. ключе, а также в сочетании этих двух начал. Поэтич. творчество
отличалось многообразием стилевых манер: напр., афористичная (Ю. Каштелан,
р. 1919), песенно-напевная (Д. Костич, р. 1917) или задушевно-лиричная
(Г. Витез, 1911-66). Поэтич. язык приобретал всё большую смысловую определённость:
"Стихи из дневника заключённого номер 60 211" (написаны в концлагере, опубл.
1947) М. Дединаца (1902-66) и др. К сер. 50-х гг. широкое развитие получил
роман разной жанрово-стилевой направленности: панорамный, хроникально-документ.,
социально-психологич., роман-баллада, роман-притча. Больших творческих
успехов достигли писатели, начавшие свой путь в русле "социального реализма"
или испытавшие его непосредств. влияние: Космач, Кранец, Инголич, Потрч,
Чопич, Дончевич, М. Лалич (р. 1914), О. Давичо (р. 1909). Гражд. традиции
реалистич. лит-ры развивали Б. Зупанчич (р. 1925), Божич, Д. Чосич (р.
1921), С. Новак (р. 1924), С. Яневски (р. 1920). Осн. темами их творчества
были антифаш. борьба, действительность предвоен. и совр. Ю. Во 2-й половине
50-х гг. в литературе усилилось рефлективное начало, проявившееся у отд.
писателей уже в конце 40-х гг. (П. Шегедин, р. 1909; Коцбек); возродился
сюрреализм (Давичо; М. Ристич, р. 1902). Влияние экзистенциализма в 60-е
гг. сказалось в творчестве таких писателей, как А. Хинг(р. 1925), Д. Смоле
(р. 1929), А. Шолян (р. 1932), Д. Киш (р. 1935), Б. Щепанович (р. 1937),
Ж. Чинго (р. 1936), к-рые обращались к универсальной морально-филос. и
субъективно-психологич. проблематике. Вновь широкое распространение получили
малые жанры, лирич. "исповедальный" стиль повествования и усложнённо-ассоциативная
образность. В поэзии, после непродолжит. периода "интимизма" (в сер. 50-х
гг.), культивировавшего пейзажную и любовную лирику, с кон. 50-х гг. резко
возросла роль экспрессионистич. и сюрреалистич. тенденций, разного рода
формального экспериментаторства. Большое место заняла поэзия "абстрактного
интеллектуализма" (Б. Милкович, 1934-61; Г. Стрниша, р. 1930; Т. Шоламун,
р. 1941; В. Попа, р. 1922; С. Михалич, р. 1928; В. Уроше-вич, р. 1934).
Всю эту, в основном малокоммуникабельную, герметичную поэзию объединяли
общие мотивы - смерть, отчуждение, бессмысленность жизни, одиночество.
Традиции реализма в эти годы продолжали в своём творчестве такие видные
писатели, как Чопич, Э. Кош (р. 1913), Б. Конески (р. 1921), Кранец, Космач;
поэты - Максимович, Зогович, С. Раичкович (р. 1928), Весна Парун (р. 1922),
Я. Менарт (р. 1929) и др.
В кон. 60 - нач. 70-х гг. наряду с
оживлением натуралистич. тенденций значит, возросло влияние реалистич.
направления. Отчётливо проявился интерес писателей к крупным прозаич. формам,
к художеств, исследованию жизни народа в переломные периоды его истории:
роман-эпопея "Знамёна" (т. 1-5, 1963-69) Крлежи; романы "Военное счастье"
(1973) и "Поборники" (1976) Лалича, "Время смерти" (т. 1-3, 1972-75) Д.
Чосича, "Дядья мне рассказывали" (1975) М. Краньца и др. К изображению
совр. действительности, к морально-этич. проблемам обратились прозаики
Зупанчич, В. Кузманович (1930-76), Д. Михаилович (р. 1930), М. Маркович
(р. 1934), 3. Майдак (р. 1938), М. Капор (р. 1937) и др.
Драматургия после 1945 развивалась
слабее др. родов лит-ры, но в ней проявились те же тенденции. В 60-е гг.
Маткович, Смоле, В. Лукич (р. 1936) и др. на основе различных филос.-эстетич.
концепций обращались к иносказат. формам, аллегории, к разработке антич.
и ист. сюжетов, драматич. конфликтов с условным временем и местом действия.
В 70-е гг. расширился интерес к морально-филос. проблемам и реальным явлениям
совр. действительности (К. Чашуле, р. 1921; Ф. Хаджич, р. 1922; Ж. Команин,
р. 1935, и др.).
Литературно-критическая мысль Ю. развивалась
в острой борьбе различных филос.-эстетич. и идейных концепций. Большой
вклад в развитие её демократич. традиций внесли В. Глигорич (1899- 1977),
М. Богданович (1892-1964), В. Маслеша (1906-43), И. Брнчич (1912-43), И.
Видмар (р. 1895), Д. Митрев (1919-76), М. Юркович (1906-66), Д. Еремич
(р. 1925) и др.
Лит.: Зарубежные славянские
литературы XX в., М., 1970; К р а в ц о в Н. И., Современный югославский
роман, в кн.: Роман в современных литературах южных и западных славян,
[М.,], 1973; Романенко А., Сверяя прошлое с будущим, "Литературное обозрение",
1975, № 11; Ильина Г. Я., Время романа (о романе-эпопее в литературах Югославии),
в кн.: Новые явления в литературе европейских социалистических стран. М.,
1976; "Детская литература", 1977, № 6 (номер поев, детской литературе СФРЮ);
Ваг а с A., Jugoslavenska knjizevnost, Zagreb, 1954; Савковип М., Лугословенска
кншжевност, 2 изд., Београд, 1956; R a v b а г М., J a n e z S., Pregled
jugoslovanskih knjizevnosti, Maribor, 1960; Б а д алич И., Русские писатели
в Югославии, пер. с хорв., М., 1966; Markovic SI., Knjizevni pokreti i
tokovi izmectu dva svetska rata, Beograd, 1970; Jugoslovenski knjizevni
leksikon, [Novi Sad], 1971. Г. Я. Ильина.
XIV. Архитектура и изобразительное
искусство
На терр. Ю. сохранились керамика и
скульптура эпох неолита и бронзы, памятники иск-ва иллирийцев (находки
из Ваче и Требениште) и кельтов, руины антич. городов (Пула, Салона) с
амфитеатрами, храмами и дворцами (дворец Диоклетиана в Сплите), произв.
ранне христ. и визант. зодчества (базилика с мозаиками в Порече, 6 в.;
руины Царичина-Града), др.-слав, иск-ва. В ср.-век. период культура Словении
и
Хорватии
развивалась
в контакте со странами Центр. Европы. В Македонии, Сербии,
Боснии
и Герцеговине и Черногории центр.-европ. влияния скрещивались с
визант. традициями. Адриатич. побережье Ю. находилось под воздействием
венецианской культуры. В Словении и Хорватии в 9-13 вв. сооружались дороманские
центрич. церкви (св. Доната в Задаре), романские базилики (в За-даре, Костаневице,
Мариборе), в 13- 16 вв.- готич. постройки (церкви в Шибенике, Загребе,
Мариборе, с. Птуйска-Гора, укреплённые города и замки). В 15-16 вв. в зодчестве
использовались отд. формы Ренессанса (постройки арх. Юрая Далматинца в
Шибенике и Дубровнике, ратуши, дворцы и замки в Любляне, Мариборе, Целе,
Копере, городах Далматинского побережья). В 17-18 вв. утвердился стиль
барокко (постройки арх. Г. Мачека в Любляне, дворцы и церкви в Загребе,
Дубровнике). В изобразит, иск-ве Словении и Хорватии в романскую эпоху
выделялись резные двери собора в Сплите (1214, мастер Андрей Бувина) и
рельефы портала собора в Трогире (1240, мастер Радован), несущие отголоски
позднеантич. иск-ва. В стенной живописи 14-16 вв. воздействие чеш. и нем.
готич. иск-ва (фрески церкви в Мартьянци, живописец Янез Аквила) сочеталось
с веяниями итал. Ренессанса (росписи церквей в с. Високо, живописец Янез
Люблянский, и Свети-Приможе-над-Камником). Иск-во Возрождения переживает
расцвет в городах Адриатич. побережья (иконы Н. Божи-даревича и М. Хамзича,
скульптура Юрая Далматинца, Николы Флорентинца и Андрии Алеши). В эпоху
барокко выделяются в Словении - скульптор Ф. Робба, живописцы Ф. Еловшек
и Ф. Бергант, в Хорватии - живописец Ф. Бенкович.
В Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине
в ср.-век. период своеобразно претворяются художеств, традиции Византии.
Базиликальные (церковь св. Софии в Охриде, 11 в.) и однонефные (церковь
монастыря Студеница, 12 в.) сменяются здесь крестово-купольными (церковь
св. Климента в Охриде, 13 в., церковь монастыря Грачаница, 14 в.) и триконховыми
храмами (церковь монастыря Каленич, 15 в.), часто украшенными нарядными
узорами кирпичной кладки и орнамент, керамич. вставками. В 14-15 вв. здесь
сооружались крепости (Маглич, Смедерево) и укреплённые монастыри (Манасия,
Дечани). Исходившая от визант. прототипов стенопись Македонии отличалась
драматич. экспрессией (фрески церкви св. Пантелеймона в Нерези, 12 в.),
стенопись Сербии - возвышенностью и лирич. просветлённостью образов (фрески
церкви в монастыре Сопочани, ок. 1265). В 15- 17 вв. в живописи усилились
черты повествовательности и декоративной орнаментальности. Скульптура получила
слабое развитие (близкий романской пластике резной декор построек Сербии
13- 14 вв., отличающийся упрощённостью и наивной выразительностью изображений).
Резьба по дереву была распространена в Македонии. Своеобразны надгробные
камни "стечаки" с плоскорельефными фигурами и нарядными орнаментами, распространённые
в Боснии и Герцеговине, Черногории. После тур. завоевания (кон. 14 - 2-я
пол. 15 вв.) стр-во в Македонии, Сербии, Боснии и Герцеговине сократилось.
В городах возводились мечети, минареты, караван-сараи. Распространились
дома т. н. балканского типа с глухими оштукатуренными стенами и выступающими
верхними этажами. В изобразит, иск-ве вплоть до 18 в. сохранялись традиции
поздневизант. культуры.
В нач. 19 в. во всех югославян. землях
начало формироваться светское иск-во (портреты живописцев В. Караса - в
Хорватии, К. Иванович, К. Данила - в Сербии, М. Лангуса, И. Томинца - в
Словении). Стиль "бидермейер" сосуществовал в этот период с тенденциями
романтизма. С развитием просветительского и нац.-освободит, движения в
сер. 19 в. появилась нац. историч. и пейзажная живопись. Романтич. черты
сочетались в ней с реалистич. тенденциями (работы Д. Аврамовича, Дж. Крстича
и Дж. Якшича - в Сербии). В 1870- 1880-е гг. распространилась реалистич.
жанровая живопись, отмеченная в Словении пленэрными исканиями (Я. и Ю.
Шубицы), в Сербии и Хорватии - демократич. чертами (У. Предич, Н. Машич).
Одновременно возникли академич. тенденции (П. Йованович). На рубеже 19-20
вв. мн. живописцы стремились освоить новейшие достижения европ. культуры,
обращались к поискам новых средств художеств, выразительности. Переживало
расцвет иск-во словен. импрессионизма, отмеч. демократич. тенденциями (И.
Грохар, М. Стернен, Р. Якопич, М. Яма). К приёмам живописи постимпрессионизма
обращались в портретах, жанровых сценах и нац. пейзажах (в Сербии - Н.
Петрович, в Хорватии - М. Кралевич, И. Рачич). Со 2-й пол. 19 в. развивается
скульптура, постепенно освобождающаяся от академич. канонов. Крупнейшим
скульптором югославян. земель был в нач. 20 в. И. Мештрович. В его работах,
проникнутых суровой мужественностью и героич. пафосом нац. утверждения,
неоклассич. монументальность сочетается порой с чертами декоративной стилизации.
В архитектуре со 2-й пол. 19 в. распространяются парадные постройки в духе
европ. эклектики (ун-ты в Белграде и Любляне, Нар. театр в Загребе) и в
стиле "модерн".
После образования в 1918 единого югосл.
гос-ва художеств, культура в условиях бурж.-монархич. режима развивалась
противоречиво. Прогрессивное нац. направление в изобразит, иск-ве складывалось
в борьбе с академизмом и воздействием модернистских течений Запада. В 1920-30-е
гг. в творчестве ведущих художников обращение к отд. приёмам постимпрессионизма,
кубизма, фовизма и экспрессионизма сочеталось с поисками нац. своеобразия,
ярким жизнеутверждением (работы П. Добровича, М. Конёвича, И. Биелича -
в Сербии, М. Милу-новича - в Черногории, Л. Личеноски, П. Мартиноски -
в Македонии), а порою и социально-критич. нотами (работы Ф. и Т. Краль
- в Словении). Ряд художников стремился развивать традиции нар. иск-ва
(К. Хегедушич, примитивисты И. Генералич, М. Вириус - в Хорватии). С 1930-х
гг. получила развитие социально заострённая графика (Дж. Андреевич-Кун
- в Сербии, О. Постружник, М. Детони - в Хорватии, X. Смрекар - в Словении).
В 1930-е гг. в Сербии переживало расцвет искусство т. н. "поэтического
реализма" (интимные по звучанию пейзажи, портреты и жанровые сцены И. Табаковича,
М. Челебоновича, Н. Гвозденовича). В скульптуре выделяются работы Мештровича
и его последователей (А. Августинчича - в Хорватии, Т. Росандича - в Сербии).
В зодчестве в 1920-30-е гг. поиски нац. стиля (постройки И. Вурника, И.
Плечника - в Словении) сосуществуют с тенденциями неоклассики (В. Ковачич
- в Хорватии) и функционализма (Н. Добрович, Д. Брашован - в Сербии, Д.
Иблер, С. Гомбош - в Хорватии). В период Нар.-освободит, войны 1941-45
в Ю. мн. художники, участвовавшие в войне, оставляют выразительные зарисовки
(Андреевич-Кун; Постружник, Детони; Б. Якац- в Словении, И. Муезинович
- в Боснии и Герцеговине). Реалистические национальные традиции сохраняют
своё значение в первые годы после установления нар. власти. К темам нац.
истории, нац.-освободит, войны и социалистического строительства, к образам
современников обращаются живописцы Андреевич-Кун, Г. А. Кос, П. Лубарда,
Муезинович, скульпторы Августинчич, С. Стоянович, Б. и 3. Калины, Л. Долинар.
С кон. 1950-х гг. преобладающее значение приобретают формально-пластич.
искания. Композиции в духе абстракционизма и экспрессионизма создают живописцы
М. Б. Протич, Л. Возаревич, Лубарда, Э. Муртич, скульпторы Д. Джамоня,
И. Кратохвил. Распространяются сюрреализм (М. Станчич), "оп-арт", "кинетическая"
скульптура и др. модернистские течения. Гуманизмом, жизненной выразительностью
и поэтичностью образов, метафоричностью художеств, языка выделяются работы
художников, не порывающих с изобразительностью (живописцы Л. Вуяклия, Ф.
Михелич, Г. Ступица, К. Дивьяк, скульпторы В. Радауш, О. Янчич, Д.Тршар,
Н. Глид и др.). С кон. 1940-х гг. успешно развивается архитектура. После
завершения восстановления разрушенных фаш. оккупантами городов и сёл в
Белграде, Загребе, Любляне, Сплите, Риеке, Нови-Саде, Титограде и др. городах
сооружены нов. благоустроенные жилые р-ны. Заново отстраивается столица
Социалистич. Республики Македонии г. Скопье, разрушенная землетрясением
в 1963. Для построек Ю. характерны изысканная строгость профилировки фасадов,
гибкость и целесообразность пространств, композиции (обществ, центры Нового
Белграда, Титово-Ужице, пл. Революции в Любляне). При возведении новых
р-нов тонко используется рельеф местности, применяются местные строит,
материалы. Большие успехи достигнуты при стр-ве курортных комплексов на
Адриатич. побережье. Выделяются работы архитекторов Добровича - в Сербии,
Э. Равникара - в Словении, С. Радевич - в Черногории и др. Уделяется большое
внимание сооружению мемориальных комплексов в память павших в годы борьбы
с фашизмом (работы Б. Богдановича в Сремска-Митровице, Мостаре, с. Ясеновац
и др., М. Живковича на Сутеске, и др.). Действует Союз художников Ю.
В нар. иск-ве Ю. развиты гончарство,
резьба по дереву, художеств, ткачество и обработка металлов, изготовление
кружев, отличающиеся локальными особенностями у каждого из наоодов. См.
также Македония, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория
и ил л.
при этих статьях.
Илл. см. на вклейке к стр. 192-193.
Лит.: Алешина Л. С., Яворек
а я Н. В., Искусство Югославии, М., 1966; Белоусов В. Н., Современная архитектура
Югославии, М., 1973; М а 1 J., Zgodovina umetnosti pri Slovencih, Hrvatih
i Srbih, Ljubljana. 1924; Kasanin M., L'art yougoslave des origin.es a
nos jours, Beograd, 1939; Mole W.. Sztuka slowian pojudniowych, Wr.-Kr.-
Warsz., 1962; Д ePOKO А., Споменици архитектуре IX - XVIII века у Дугославщи,
Београд, 1964; Millet G., Frolow A., La peinture du Moyen Age en Yougoslavie.
v. 1 - 4, P., 1954 - 1969; [Celebonovic A.], Savremeno slikarstvo u Jugoslaviji,
[Album, Zagreb], 1965; Umetnicko blago Jugoslavije, Beograd, 1974. Т.
С. Голенко.
XV. Музыка
В муз. культурах различных областей
страны - Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии, Словении, Хорватии,
Черногории (см. раздел Музыка в соответствующих статьях) - отразились
особенности их культурно-историч. развития. Многонац. состав населения,
влияние муз. культур соседних народов (нем.-австр. классич. музыки, итал.
песни, ориентальной, а также античной и внзант. культур) способствовали
многообразию муз. "диалектов" и обусловили специфич. черты национальной
профессиональной музыки.
Наибольшее своеобразие сохранил муз.
фольклор центр, р-нов Ю., а также Черногории (меньше внешних влияний).
Особенно самобытны героич. эпич. песни, исполняемые в сопровождении гусе,
и
песенно-танц. жанр коло. Развитие проф. музыки тормозило тур. владычество
(15-19 вв.); в Хорватии и Словеш и, где уровень проф. муз. иск-ва издагна
был более высоким, проявлению нац. традиций препятствовало господство Габсбургов.
В Словении проф. музыканты появились в 15 в., в Хорватии - в 16 в. (в монастырях
Далмации, позднее - в Дубровнике). В 16-18 вв. европ. известность получили
Я. Галлу с, И. Лукачич, И. М. Ярнович. В 18 - нач. 19 вв. крупными муз.
центрами стали Любляна (в 1701 осн. Филармонич. академия, одна из старейших
в Европе; в 1794 - Филармонич. об-во, в 1816 при нём открылась муз. школа
- первая на Балканах) н Загреб (в 1827 осн. муз. об-во "Музикферайн", с
1829 при нём - муз. школа). С кон. 18 в. в Ю. гастролировали иностр. оперные
труппы (постоянно в Сословном театре в Любляне, осн. в 1765; в Загребе
- с 1797). Первые словен. оперы - "Белин" Я. Зупана (ок. 1780) и "Фигаро"
Я. Новака (1790). В 19 в. под воздействием нац.-освободит, движений начался
подъём нац. культур; созданы первые хорв. нац. оперы -"Любовь и злоба"
(1846) и "Порин" (1851, пост. 1897) В. Лисинского; в Загребе открылся оперный
театр (1834, позднее Хорв. нац. театр). В Сербии в 40-е гг. возник нац.
театр, жанр "пьесы с пением". Муз.-просвет. работу вели хоровые об-ва в
Сербии и Хорватии (в Панчево, 1838: в Загребе, 1839; в Белграде, 1853)
и т. н. "читальни" - в Словении (в Любляне, 1852). Развивались гл. обр.
песенно-хоровые жанры. Среди композиторов - Ф. Ливадич и Дисинский (Хорватия),
Н. Джуркович и И. Шлезингер (Сеобия), Ю. Флейшман, Г. и К. Машеки (Словения).
В связи с новым подъёмом нац.-освободит. движения 60-х гг. возникли Драматич.
об-во и "Глазбена матица" (Словения, 1867, 1872); муз. школы в Любляне
(1882), Белграде (1899, ныне "Мокраняц") и др.; осн. Нац. театр ("Народно
позориште") в Белграде (1868), опеоные тоуппы при Хорв. нац. театре (1870,
с 1895 - в новом здании) и Словен, нац. театре (1892). Среди многсчисл.
хоровых об-в - рабочие об-ва (в Сербии - в 1876 в Крагуевце, в 1880 - в
Белграде, позднее "Абрашевич"). В числе композиторов кон. 19 - нач. 20
вв. - К. Станкевич, И. Маринкович, С. Мокраняц (основоположник сепб. муз.
классики), И. Зайц, Д. Енко. Основана Словен. филармония (1908). 13 Белграде
оперными спектаклями и симф. концертами руководил С. Бинички, автор первой
серб. оперы"На рассвете" (1903). Объединение югославян. народов в 1918
в единое гос-во способствовало развитию их культур. Оживилась муз. жизнь;
открылись консерватории в Загребе (1916, с 1922 Муз. академия), Любляне
(1919, с 1939 Муз. академия); в Белграде создана Муз. академия (с 1937).
Основаны муз. школы в Сараеве (1920), Баня-Луке (1934), Скопье (1934),
Цетине (1929), Подгорице (ныне Титоград, 1937), а также хоровые муз. об-ва
во всех крупных городах страны. Работают музыкальные театры -в Белграде
(с 1920), Загребе, Любляне; оперные спектакли ставились в Сараеве (с 1929),
Скопье (с 1936). Организованы филармонические оркестры в Загребе (1920),
Белграде (1923), Сараеве (1923), Любляне (1936); квартеты и трио в Белграде,
Загребе, Любляне. Среди хоровых об-в -"Обилия", "Станкевич", "Коло", "Люблинский
колокол". В 20-30-е гг. формировались нац. композиторские школы в развитых
областях страны, зарождалась проф. музыка в остальных её частях. Среди
композиторов - П. Конёвич, М. Милоевич, С. Христич (Сербия), К. Баранович,
Я. Готовац, И. Славенский (Хорватия), М. Когой, С. Остерц, М. Бравничар
(Словения), Ф. Мачеёвский, В. Милошевич (Босния и Герцеговина), Ж. Фирфов,
Т. Скаловский, Т. Прокопьев (Македония), И. Иванович (Черногория). В кон.
30-х гг. выдвигаются первые в Ю. музыканты П. Марковац и В. Вучкович, разрабатывавшие
проблемы муз. эстетики, муз. социологии и истории музыки с марксистских
позиций; оба были разносторонними муз. деятелями (погибли во время фаш.
оккупации). Вторая мировая война 1939-45 прервала развитие музыкальной
культуры Ю.; музыканты, участники нар.-освободит, борьбы, создавали массовые
хоровые песни. После освобождения страны основаны многочисленные муз. организации,
коллективы, муз. уч. заведения во всех крупных городах. Созданы Союз композиторов
Ю. (1950) и республиканские творческие союзы. Работают музыкальные театры
в крупнейших городах Ю.; симфонические оркестры Радио и филармонические
оркестры; Академический хор и симфонический оркестр Дома Югосл. нар. армии
в Белграде; камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. "Загребские солисты".
Во всех республиках созданы ансамбли нар. песни и танца ("Коло", "Ладо",
"Танец", "Оро", "Шота" и др.), многочисл. хоры. Проводятся фестивали, в
т. ч. междунар. "Дубровницкие летние игры" (с 1950), "Загребские биеннале"
(с 1961). Выходят муз. журналы "Звук", "Словенска глазбена ревия", "Музыка
и школа" и др. Среди совр. музыкантов - композиторы М. Ристич, С. Райичич,
Д. Радич (Сербия), Н. Девчич, И. Брканович, М. Келемен (Хорватия), М. Козина,
П. Рамовш, Д. Швара (Словения), Б. Ивановски, В. Николовски, Т. Зографски
(Македония), Д. Шкерл (Босния и Герцеговина); музыковеды И. Андрейс (Хорватия),
С. Джурич-Клайн (Сербия), Д. Цветко (Словения); дирижёры О. Данон, Ж. Здравкович,
Д. Жебре, С. Хубад, М. Башич, М. Хорват; певцы и певицы М. Чангалович,
Б. Цвейич, В. Хейбалова, В. Руждьяк, Л. Корошец, В. Буковец, Р. Бакочевич,
М. Стоянович; пианисты Д. Трбоевич, А. Прегер, 3. Марасович, И. Мачек,
Ю. Мурай, Б. Мусулин; скрипачи И. Озим, К. Рупел, В. Маркович, И. Пинкава.
Лит.: Асафьев Б., Из области
юго-славянского народного музицирования и взаимосвязи русской и славянской
музыки, Избр. труды, т. 4, М., 1955; Мартынов И., Стеван Мокраньяц и сербская
музыка, М., 1958; Ямпольский И., Музыка Югославии, М., 1958; Из прошлого
югославской музыки. Сб. статей югославских музыковедов, М., 1970; Jugoslav
music, ed. J. Andreis, S. Zlatic, Beograd, 1959; A n d r eis J., Cvetko
D., В u r i c-K 1 a j n S., Historijski razvoj muzicke kulture u Jugosla
viji, Zagreb, 1962. См. также лит. при статьях Македония, Сербия, Словения,
Хорватия, Черногория. Е. И. Гордина.
XVI. Балет
Первые балетные спектакли показаны
в Ю. в 18 в. итал. и нем. гастрольными труппами. В 1894 в Загребе сформировался
небольшой балетный коллектив под рук. О. Бартика, поставивший в 1895- 1898
"Коппелию" Л. Делиба, "Жизель" А. Адана; были предприняты первые попытки
постановки нац. балетов; позднее эта труппа выступала только в оперных
спектаклях. После 1918 складывались постоянные балетные труппы в театрах
Белграда, Любляны, Загреба. Их руководителями были рус. танцовщики (Е.
Полякова, Маргарита и Макс Фроманы). В 1927 был поставлен нац. балет "Пряничное
сердце" К. Барановича (балетм. Маргарита Фроман), в 1933 - "Охридская легенда"
С. Христича, в 1938-"Чёрт в деревне" Ф. Лотки. В 30-40-е гг. часто ставились
балеты, в к-рых использовался нац. фольклор (балетм. Фроманы, Пиа и Пино
Млакары, О. Хармож). После Народно-освободительной войны 1941-45 созданы
труппы в Сараеве, Нови-Саде, Скопье, Мариборе и др. В Белграде работал
один из ведущих балетмейстеров Д. Парлич, ныне руководитель труппы К. Обрадович;
в Загребе - А. Ройе, М. Йованович, С. Павлетич. В спектаклях используются
элементы нац. хореографии, ставятся одноактные балеты (часто бессюжетные)
на классич. музыку, балеты композиторов разных стран, т. ч. советских.
С 1960 раз в два года в Любляне проводятся международные балетные фестивали.
В 1947 создана балетная школа (Белград).
Лит.: Marinkovic Rakic В., N
ikolajevic R., Ballet Jougoslave, Beograd, 1958.
XVII. Театр
Театр Ю. вобрал в себя традиции иск-ва
народов, населяющих Боснию и Герцеговину, Македонию, Сербию, Словению,
Хорватию, Черногорию. После образования в 1918 единого югосл. гос-ва
театр развивался в более благоприятных условиях, хотя и испытывал трудности,
связанные с реакционной политикой правящих кругов великосербской буржуазии.
Повышению уровня актёрского мастерства и режиссёрского иск-ва способствовало
творчество реж. Б. Гавеллы, работавшего в Нац. театрах Белграда, Нови-Сада,
Загреба и Любляны. Гавелла утверждал на сцене принцип ансамблевой игры;
выступал также как театр, критик и педагог, близкий принципам системы К.
С. Станиславского. Укреплению на сцене прогрессивных обществ, тенденций
помогали комедии Б. Нушича, а также пьесы Б. Шоу, Л. Пиранделло, К. Чапека,
произв. сов. авторов (В. П. Катаева), вводившиеся в репертуар вопреки запретам
цензуры. Создавались рабочие самодеятельные и студийные театры с революц.
репертуаром (напр., "Пролетарская сцена" в Любляне, 1928-35, реж. Ф. Делак).
В годы 2-й мировой войны 1939-45 мн. театры закрылись. Актёры - участники
Нар.-освободит, войны 1941-45 создавали профессиональные и любительские
труппы, игравшие пьесы национальных классиков, инсценировки, пантомимы.
После образования ФНРЮ начали работать
Нац. театры в столицах всех республик. В 1948 в Белграде был создан
Югославский
драматический театр (гл. реж. Б. Ступица, до 1970), ставящий югосл.
и мировую классику, совр. пьесы, произв. рус. и сов. драматургии. В Загребе
начал работать драматический театр "Гавелла" (с 1954). Репертуар этих театров
основывается преим. на совр. отечеств, и зарубежной драме. Ведущий театр
страны - Национальный театр в Белграде, к-рый ориентируется на широкого
зрителя, знакомит его с отечеств, и мировой классикой, пьесами Б. Нушича,
М. Глишича, совр. югосл. авторов М. Крлежи, М. Матковича, М. Джоковича,
А. Поповича и др., произв. Ж. Ануя, Б. Брехта, Л. Н. Толстого, У. Шекспира
и др. Драматич. труппа Сербского нац. театра в Нови-Саде чаще ставит отечественную
классику (И. Стерня-Попович, К. Трифкович и др.). Высоким уровнем исполнительского
иск-ва отличается драматич. труппа Хорватского нац. т-ра в Загребе (гл.
реж. К. Спаич). В её репертуаре пьесы Крлежи, Р. Маринковича.
Словенский нац. театр в Любляне работает
над произв. словен. и зарубежной классики, пьесами совр. словен. драматургов
(Б. Крефта, М. Бора и др.). В Ю. имеются экспериментальные коллективы.
В 50-60-е гг. репертуар их составляли произв. "театра абсурда", в сер.
70-х гг. - совр. отечеств, и зарубежная сатира, произв. классиков. Среди
этих коллективов наиболее значит. - "Ателье 212" (Белград). С 1969 организуются
интернац. театр, фестивали. В Ю. проводятся также фестиваль "Стерийно позорье",
(с 1956, Нови-Сад), Театр, встречи "Йоаким Вуйич" (с 1974, Вршац), а также
междунар. фестиваль - "Дубровницкие летние игры" (с 1950) и Фестиваль студенч.
театров в Загребе. С 1950 в Белграде, Загребе, Любляне и др. городах работают
науч. центры, Академии театра, кино и телевидения, в к-рых ведётся подготовка
молодых специалистов. Издаются журналы "Сцена" (с 1964, Нови-Сад), "Театрон"
(с 1973, Белград). Вопросы теории и истории театра разрабатывает Ин-т лит-ры
и театра Югославян. академии наук и иск-в в Загребе (с 1948).
Лит.: Баталова Н. М., Театр
народов Югославии. Сценическое искусство, драматургия, в кн.: История зарубежного
театра, ч. 2, М., 1972; е ё ж е, Театр Социалистической Федеративной
Республики Югославии, в кн.: История зарубежного театра, ч. 3, М., 1977;
Гавелла Б., Драма и театр, М., 1976. Н. М. Ваганова.
XVIII. Кино
Первые киносъёмки были произведены
в 1905 фотографом М. Манаки. Кадры кинохроники последующих лет запечатлели
Балканские войны (1912- 1913), эпизоды 1-й мировой войны. Первый югосл.
игровой фильм-"Карагеоргий" (1910, реж. И. Станоевич-Чича), посвящённый
вождю первого сербского восстания 1804-13. В период между двумя мировыми
войнами предпринимались попытки наладить отечеств, кино-произ-во, но все
они потерпели неудачу. Полулюбительские югосл. фирмы не могли выдержать
конкуренции иностр. лент.
Новый этап в развитии югосл. кинематографии
связан с Нар.-освободит, войной 1941-45. Партиз. хроникёры снимали воен.
операции против оккупантов, эпизоды становления новой жизни на освобождённых
территориях и т. д. Первый фильм нар. Ю. -"Кинохроника, № 1" (1945). В
авг. 1945 основаны киностудии в Белграде, Загребе, Любляне, в 1947 - в
Сараеве, Скопье, в 1949 - в Подгорице (с 1952 Титоград). Звуковая художеств,
кинематография Ю. началась фильмом "Славица" (1947, сценарий и реж. В.
Африч) об антифаш. борьбе в Далмации. С тех пор ведущей и наиболее разработанной
в югосл. кино стала военно-патриотич. тема. С её воплощением связаны достижения
югосл. экрана: •"Большой и маленький" (1956, реж. В. Погачич), "Девятый
круг" (I960., реж. Ф. Штиглиц), "Козара" (1962, реж. В. Булайич), "Прометей
с острова Вишевица" (1964, реж. В. Мимица), "Битва на Неретве" (1969, реж.
Булайич), "Сутьеска" (1973, реж. С. Делич), "Ужицкая республика" (1974,
реж. Ж. Митрович) и др. В 60-70-е гг. кинематографисты обращаются к актуальным
проблемам современной югославской действительности: "Лицом к лицу" (1963,
реж. Б. Бауэр), "Подопечный" (1966, реж. В. Слиепчевич), "Дом" (1975, реж.
Б. Жижич) и др. Большое место среди нац. фильмов занимают экранизации произв.
классич. и совр. нац. лнт-ры: "Своего тела господин" (1957, реж. Ф. Ханже-кович),
"Незаконнорождённые" (1963, реж. И. Претнар), "Дервиш и смерть" (1974,
реж. 3. Велимирович), "Поезд в снегу" (1976, реж. М. Реля) и др. Значит,
успехов достигло югосл. документальное кино. Мировую известность завоевала
загребская школа мультипликации (возникла в 1950). Её виднейшие представители
- Д. Вукотич, Н. Драгич, Б. Довникович. С 1971 в Ю. проводится междунар.
кинофестиваль - "Фест". В СФРЮ (1976) 12 студий художественных и 20 - короткометражных
фильмов. С 1949 в Белграде функционирует Югославская кинотека. Издаются
журналы "Filmska kultura" (с 1957), "Ekran" (с 1962), "Sineast" (с 1967).
Илл. см. на вклейке, табл. XXIV (стр.
352-353).
Лит.: Анохин И., Киноискусство
Югославии, М., 1966; Кино Югославии, М., 1978. И. М. Райгородская.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я