ЮЖНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ЮЖНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА объединяет
сеть дорог в пределах Белгородской обл. РСФСР, Харьковской, Полтавской
обл. УССР и участки в пределах Курской обл. РСФСР, Черниговской, Сумской
и Ворошиловградской обл. УССР. Эксплуатац. длина (1976) 3672 км,
или
2,7% протяжённости всей сети жел. дорог СССР. Управление в Харькове. В
совр. границах организована в 1961. В дореволюц. годы были построены линии
Курск-Харьков-Лозовая (1869), Харьков - Полтава-Кременчуг (1870- 1871),
Бахмач-Ромны (1874), Ромны- .Лохвица-Кременчуг (1888), Люботин- Ворожба
(1878), Харьков - Валуйки (1895), Полтава-Гребёнка (1901), Белгород-Басы
(1901), Белгород-Купянск- Сватово (1895-96), Готня-Основа-Букино (1911).
За годы Сов. власти построены линии Валуйки-Старобельск (1940), Сараевка-Старый
Оскол (1943), Прилуки-Нежин (1930).


В составе Ю. ж. д. 5 отделений: Купянское,
Харьковское, Белгородское, Полтавское и Сумское. Граничит по станциям:
с Московской ж. д.- Курск, Готня, Ворожба; с Юго-Западной ж. д. - Бахмач,
Ворожба, Нежин, Гребёнка; с Одесско-Кишинёвской ж. д. - Бурты и Гребёнка;
с Донецкой ж. д. - Букине, Лозовая, Сватово, Старобельск, Тропа; с Приднепровской
ж. д. - Красноград и Лозовая; с Юго-Восточной ж. д. - Валуйки и Старый
Оскол. Гл. направления дороги - Курск-Харьков-Лозовая, Букине - Люботин
- Ворожба, Лозовая - Полтава-Гребёнка, Кременчуг-Бахмач, Харьков-Готня,
Валуйки-Купянск - Харьков-Полтава-Кременчуг. Ю. ж. д. имеет важное транзитное
значение, связывая р-ны Центра и Европ. Севера с Донбассом и Приднепровьем
и р-ны Кавказа и Ю. страны с р-нами Запада и Северо-Запада. Ю. ж. д. обслуживает
предприятия горнорудной пром-сти (КМА), машиностроения, нефтеперераб. пром-сти,
пром-сти строит, материалов, а также р-ны развитого с. х-ва. По станции
Кременчуг дорога взаимодействует с речным транспортом. Грузооборот (1976)
составлял 84 млрд. т'КМ, или 2,6% общесетевого. В отправлении грузов
наибольший удельный вес занимают руда (34%), строит. (25%) и нефт. (12%)
грузы; в грузообороте - строит. (18%) и нефт. грузы (11%), уголь (11%),
металлы (11%). Ср. грузонапряжённость (1976) ок. 24 млн. т • км/км;
объём
пасс, перевозок 12,7 млрд. na.cc.-км, или 4% общесетевого.


Ю. ж. д. имеет высокую технич. оснащённость:
осн. магистрали двухпутные, крупные грузовые и сортировочные станции, автоблокировка,
централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов.
Весь грузооборот и пассажирооборот дороги обслуживается электрической (38%
) и тепловозной (62% ) тягой. Награждена орденом Ленина (1969). Г. С.
Райхер.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я