ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
VIII. Вооружённые силы
Вооруж. силы состоят из сухопутных
войск, ВВС и ВМС. Верх, главнокомандующий- президент; непосредств. руководство
осуществляет министр обороны. Комплектуются вооружённые силы по найму и
по призыву, срок действит. воен. службы 24 мес. Общая численность
вооруж. сил (1977) ок. 55 тыс. чел. Сухопутные войска (41 тыс. чел.) имеют
1 танк., 1 механизир. и 4 мотопех. бригады, 2 парашютных батальона, 8 полков
полевой артиллерии, 9 зенитноарт. полков, неск. инж. батальонов, полков
связи и др. подразделений и частей боевого и материально-технич. обеспечения.
Вооружение гл. обр. иностр. произ-ва. ВВС (8,5 тыс. чел.) насчитывают 362
боевых самолёта, всего 12 эскадрилий, в т. ч. 2 эскадрильи бомбардировщиков,
2 - истребителей-бомбардировщиков, 3 - разведывательных самолётов, 4 -
трансп. самолётов. ВМС (5,5 тыс. чел.) имеют 3 подводные лодки, 2 эскадренных
миноносца, 6 сторожевых кораблей, И тральщиков, 4 сторожевых катера.
IX. Медико-географическая характеристика
Медико-санитарное состояние и здравоохранение.
В 1971, по данным Всемирной организации здравоохранения, рождаемость на
1 тыс. жит. составляла для цветного населения 35,6, смертность - 13,4,
детская смертность -122,1 на 1 тыс. живорождённых; для индийцев соответственно
33,8; 6,8; 35,6 и для белых - 23,6; 8,8 и 20,9. Ср. продолжительность жизни
(1959-60) белых у мужчин 64,7, у женщин 71,7 лет, цветных соответственно
49,6 и 54,3. Точных данных о соответствующих демографич. показателях, характеризующих
здоровье африканцев, не имеется. Распространена инфекц. патология (туберкулёз,
брюшной тиф и др.).
В 1973 было 788 лея. учреждений на
156,2 тыс. коек (6,4 койки на 1 тыс. жит.). Работали 12 тыс. врачей (1
врач на 2 тыс. жит.), 1,7 тыс. зубных врачей, 4,8 тыс. фармацевтов, 451
провизор и св. 90 тыс. лиц ср. и др. мед. персонала. Врачей готовят на
5 мед. ф-тах ун-тов.
В 1973 расходы на здравоохранение составили
1,8% гос. бюджета.
Ветеринарное дело. На терр. ЮАР в течение
1976 зарегистрированы неблагополучные очаги: по контагиозной плевропневмонии
кр. рог. скота 3, нодулярному дерматиту - 150, сиб. язве - 4, блутангу
- 93, чуме лошадей - 10, бешенству - 182, бруцеллёзу - 239, туберкулёзу
- 218, болезни Ньюкасла - 29, чесотке овец - 322. Встречаются также афр.
чума свиней, злокачеств. катаральная горячка кр. рог. скота, ящур, вибриоз,
эмфизематозный карбункул, инфекц. гидроперикардит, риккетсиозный керато-конъюнктивит,
геморрагич. септицемия, контагиозная эктима, энтеротоксемия, энзоотич.
аборт овец, язвенный лимфангит, скрейпи овец, инфекц. атрофич. ринит, лейкоз
птиц, лептоспироз, тейлериоз, трихомоноз, анаплазмоз, бабезиоз, эхинококкоз,
токсоплазмоз, фасциолёз, финноз и др. гельминтозы. Вет. служба - в ведении
секретаря с.-х. технич. служб. Вопросы вет.-сан. экспертизы мяса - в ведении
Мин-ва здравоохранения. Гос. вет. сеть немногочисленна, имеется в провинциях
и магистратах. В крупных животноводч. х-вах работают частнопрактикующие
вет. врачи. В провинциях функционируют диагностич. вет. лаборатории. В
стране 915 вет. врачей (1976). Борьба с болезнями животных проводится в
основном путём создания кордонов на границе и внутри страны. Вет. специалистов
готовит вет. ф-т ун-та Претории. Науч. работа по ветеринарии проводится
в н.-и. ин-те (Ондерстепорт) и региональных вет. лабораториях.
С. И. Картушин.
X. Просвещение
Организация просвещения в стране строится
по строго расовому признаку: дети белых, цветных, банту и индийцев учатся
в разных уч. заведениях по разным программам и учебникам. Для детей белых
обучение обязательно в течение 9 лет (с 7 до 16). В 1976 введено 4-летнее
обязат. обучение для всех африканцев (с 7 до 11 лет), а для детей цветных
- обучение разной продолжительности (в провинции Наталь с 7 до 16 лет,
в Капской провинции с 7 до 14).
Дошкольные учреждения фактически посещают
только дети белых. Начальное обучение (7-8-летнее) осуществляется в 2-
или 3-летних школах для малышей и 5-летних начальных школах. Дети банту
и индийцев обучаются на родном языке. Уровень начального образования детей
белых выше, чем остальных. Образование осн. массы детей банту ограничивается
начальной школой, причём не все из них доходят до выпускных классов. После
7-летней начальной школы можно поступить в ср. общеобразоват. или ср. технич.
школу, после 8-летней также в пед. школу или ремесл. уч-ще. Ср. школа -
5-летняя; состоит из 3-летней младшей ср. школы и 2-летней старшей. Из
младшей ср. школы можно поступить, кроме старшей средней, в коммерческую
или домоводческую ср. школу, на младшее отделение технич. колледжей, из
старшей ср. школы - в ун-т, пед. колледж, на старшее отделение технич.
колледжа.
В 1974 было 2565 начальных и ср. школ
для детей белых, где обучалось 903,5 тыс. уч-ся, св. 14,2 тыс. школ для
небелых (4,3 млн. уч-ся). Проф.-технич. образование детей белых осуществлялось
(1972) в 13 технич. колледжах (45,5 тыс. уч-ся), небелых - в 2 колледжах
(8,4 тыс. уч-ся), 6 технич. и 21 ремесл. школах (4 тыс. уч-ся).
В систему высшего образования входят
(1974) 11 ун-тов для белых (95,88 тыс. студентов), 5 ун-тов для небелых
(ок. 9 тыс. студентов) и 6 высших технич. колледжей (64,2 тыс. студентов).
Крупнейшие ун-ты: Южной Африки университет, Ун-т Претории (осн.
в 1908, 14,8 тыс. студентов в 1976/77), Ун-т в Стелленбосе (осн. в 1918,
св. 10 тыс. студентов), Ун-т Витватерсранда в Йоханнесбурге (осн. в 1922,
св. 10,8 тыс. студентов), Кейптаунский ун-т (осн. в 1829, 7,8 тыс. студентов).
Библиотеки: Публичная б-ка в Блумфонтейне
(255,8 тыс. тт. в 1977); Гор. б-ка (1 млн. тт.); Парламентская б-ка (200
тыс. тт.); Южно-Афр. публичная б-ка (520 тыс. тт.) и Б-ка ун-та (675 тыс.
тт.) в Кейптауне и др. Музеи: Нац. музей в Блумфонтейне; Южно-Афр. музей
истории культуры, Южно-Афр. нац. галерея и др. в Кейптауне и др.
В. П. Латинская.
XI. Научные учреждения
Организация науки испытывает сильное
влияние политики апартхейда и дискриминации небелого населения, к-рое практически
полностью отстранено от науч. деятельности. Гос. центр организации и координации
науч. работ - Совет по науч. и пром. исследованиям (осн. в 1945, Претория).
В его ведении находятся н.-и. ин-ты: электротехнич., математич., лесопром.,
гидрологич. и др. Объединение по исследованию космич. лучей; лаборатория
физич. исследований; группа по физике твёрдого тела; ряд обсерваторий и
науч. станций, в т. ч. в Антарктиде. Крупной организацией является Комиссия
по атомной энергии (1948), имеющая Центр ядерных исследований в Пелиндабе
и др. науч. и конструкторские подразделения. Н.-и. центры входят также
в систему мин-в: здравоохранения, с. х-ва, транспорта, геологии и др. Крупными
н.-и. лабораториями располагают ок. 50 частных пром. фирм, в т. ч. "Африкан
эксплозивс" (разработка взрывчатых веществ), "Де Бирс консолидейтед майнс"
(исследование алмазов, технология высоких давлений и др.), "Портландцемент"
и др. К частному сектору относятся также науч. об-ва и объединения, большинство
к-рых входит в Ассоциацию науч. и технич. об-в ЮАР (1920). К т. н. -"бесприбыльным"
орг-циям относится Южноафр. академия наук и иск-в (1909). Исследования
по естеств. наукам ведут также ун-ты; здесь же сосредоточены работы по
истории, этнографии и др. (характерны расистские концепции). Гос-во контролирует
науч. деятельность в этой области через т. н. Совет по гуманитарным исследованиям
(1969). Значит, часть н.-и. и опытно-конструкторских работ подчинена тенденциям
милитаризации: ведётся разработка новых видов отравляющих веществ, ракетного
оружия и др. С помощью нек-рых стран- членов НАТО ведётся подготовка к
созданию ядерного оружия. В 1-й пол. 20 в. в ЮАР работали нек-рые крупные
учёные-медики, в т. ч. М. Тейлер (Нобелевская пр., 1951, за исследования
по жёлтой лихорадке). В 60-х гг. получили известность труды по хирургии
К. Барнарда.
Лит.: Апартеид. Его последствия
для образования, науки, культуры и информации, М., 1969. Б. А. Старостин.
XII. Печать, радиовещание, телевидение
По офиц. данным, в 1977 в ЮАР издавалось
св. 20 крупных ежедневных газет, а также св. 80 еженедельных, ежемесячных
и ежеквартальных газет и журналов. В числе наиболее влият. изданий на яз.
африкаанс ежедневные газеты "Трансвалер" ("Die Transvaler"), с 1937, тираж
50 тыс. экз. (здесь и ниже данные 1977), "Фа-дерланд" ("Die Vaderland"),
с 1914, 66 тыс. экз.,- издаются в Йоханнесбурге, "Бюргер" ("Die Burger"),
с 1915, ок. 65 тыс. экз. (Кейптаун), еженедельник "Брандваг" ("Die,Brandwag"),
с 1971, св. 50 тыс. экз. (Йоханнесбург),- все эти издания, как правило,
отражают точку зрения Националистич. партии. На англ. яз. издаются ежедневные
газеты "Ранд дейли мейл" ("Rand Daily Mail"), с 1902, тираж св. 130 тыс.
экз., "Стар" ("The Star"),,, с 1887, св. 180 тыс. экз.,- издаются в Йоханнесбурге;
"Аргус" ("The Argus"), с 1857, св. 110 тыс. экз. (Кейптаун), "Натал меркьюри"
("Natal Mercury"), с 1852, 70 тыс. экз., "Дейли ныос" ("The Daily News"),
с 1878, 95 тыс. экз.,- издаются в Дурбане; еженедельники "Санди тайме"
("Sunday Times"), с 1906, ок. 500 тыс. экз., "Санди экспресс" ("Sunday
Express"), с 1934, св. 175 тыс. экз.,- издаются в Йоханнесбурге.
Печатные органы Южно-Афр. компартии
(ЮАКП), Афр. нац. конгресса (АНК), др. прогрессивных и демократич. орг-ций
запрещены и издаются в подполье или за рубежом. Издания ЮАКП: газета "Ивкулулеко-фридом"
("Incululeko-Freedom"), с 1971, теоретич. журн. "Африкан комьюнист" ("The
African Communist"), с 1959 (издаётся в Лондоне). Издания АНК: журналы
"Майибуйе" ("Mayibuye"), с 1966 (издаётся в Лусаке, Замбия), "Сечаба" ("Sechaba"),
с 1967 (издаётся в Дар-эс-Саламе, Танзания).
Действует акц. информац. агентство
Саут Африкан пресс ассошиэйшен, осн. в 1938. Радиовещание осуществляет
Южно-Афр. радиовещат. корпорация, осн. в 1936. Телевиз. передачи ведутся
с янв. 1976. Е. Ф. Крышкин.
XIII. Литература
Лит-pa народов ЮАР развивается на языках
группы банту (зулу, коса, суто, чуана), готтентотских и бушменских, но
в основном на языках англ, и африкаанс. Фольклор включает героич. эпос,
возникший в период колонизации, ист. легенды, древние бушменские и готтентотские
сказки о животных, волшебные зулусские сказки, пословицы и поговорки. Письм.
произв. появились в сер. 19 в. после введения письменности на афр. языках
(на основе лат. алфавита). Основатель лит-ры на суто - Т. Мофоло (1877-1948),
автор ист. романа о зулусском вожде Чаке ("Чака", 1925).
В кон. 19 - нач. 20 вв. появилась антиколон,
проза Олив Шрайнер (1855- 1920). С революц.-романтич. стихами дебютировал
поэт-африканер Ф. Э. Селлирс (1865 -1940). Социально-экономич. сдвиги,
усиление рабочего и антирасистского движения после 1-й мировой войны 1914-18,
возникновение компартии в 1921 нашли отражение в лит-ре, особенно в соч.
писателей-африканцев. В романах Дж. Дубе (ум. 1946), М. Фузе, Р. Зломо
(р. 1901), К. Мкайи выдвигается идея сплочения народов банту. Свободолюбие,
протест против несправедливости и расизма звучат в патриотич. поэме "Долина
тысячи холмов" (1941) Г. Зломо (1905- 1945), сб-ках стихов "Песни зулуса"
(1935) и "Небосвод" (1945) Б. У. Вилакази (1906-47), а также в творчестве
белых - Сары Гертруды Миллин (р. 1889), Л. ван дер Поста (р. 1906), У.
Плумера и др. В 30-е гг. традиц. темы сменяются общечеловеческими. Трилогия
из жизни белого бедняка "Ампи" (1924-42) И. ван Брюггена (1881-1957)-первое
достижение критич. реализма в лит-ре на африкаансе. Один из наиболее ярких
представителей группы поэтов, т. н. тридцатников, Н. ван Вейк Лаув (р.
1906) создал монументальный лиро-эпос "Рака" (1941). Э. Крихе (р. 1910)
отразил в "Песне фашистских бомбардировщиков" (1937) и "Балладе о военнопленных"
(1941) события нац.-революц. войны исп. народа 1936-39.
Усиление расистской политики
апартхейда
после
2-й мировой войны 1939-45 породило мощную волну лит-ры протеста, развивающейся
в основном в русле критич. реализма и противостоящей колониалистской и
эскепистской лит-ре. Обличению расизма поев, романы и рассказы А. Пейтона
(р. 1903) и Нэдин Гордимер (р. 1923). Солидарность рабочих разных рас -
тема романа "Шахтёр" (1946) П. Абрахамса (р. 1919). Трагич. любовь цветного
юноши и белой девушки - в центре его книги "Тропою грома" (1948). Борьба
зулу с колонизаторами изображена в романах "Завоевание" (1950) Абрахамса
и "Прекрасный дом" (1955) Дж. Коупа (р. 1913). Угнетённому положению цветных
в южноафр. обществе поев, психологич. роман Дж. Гордона "Да сгинет день"
(1952). Антирасистские по направленности - романы " Закон стервятников"
(1952) Филис Альтман (р. 1918) и "Эпизод в Трансваале" (1956) Г. Блума,
автобиографич. книги "Вниз по второй авеню" (1959) Э. Мпахлеле (р. 1919)
и "Путь в Гану" (1960) Э. Хатчинсона. Проблемам становления молодых афр.
гос-в после получения ими независимости поев, книги "Венок Майклу Удомо"
(1956) Абрахамса, "Почётный гость" (1970) Гордимер и "Скитальцы" (1972)
Мпахлеле.
В 60-70-е гг. антирасистская тема остаётся
ведущей в произв. прогрессивных литераторов ЮАР. Многие из них в изгнании
продолжают бороться с реакцией. Острота социальной проблематики характерна
для повестей А. Ла Гумы (р. 1925) "Скитания в ночи" (1962), "Каменная страна"
(1967), "В конце сезона туманов" (1973) и романа Абрахамса "Во власти ночи"
(1965), романа К. Барнарда и 3. Стэндера "Нежелательные элементы" (1977),
для поэзии А. К. Нортье (р. 1942), К. Питерса (р. 1930), О. Мтшали (р.
1940), А. Н. Кумало, Д. Брутуса (р. 1924), Б. Фейнберга (р. 1938), У. К.
Коситсиле (р. 1938). Популярны пьесы А. Фугарда (р. 1932) "Кровавый узел"
(1963), "Остров" (1974), "Сизве Баней мёртв" (1974) и др. "Литература протеста"-
важный компонент общенац. культуры, складывающейся вопреки политике культурной
обособленности, проводимой Националистич. партией.
Лит.: Картузов С. П., "Литература"
протеста" в Южно-Африканской республике. Роман послевоенных лет, в кн.:
Литература стран Африки, сб. 1, М., 1964: его же. Эволюция героя в современной
прозе ЮАР, в кн.: Фольклор и литература народов Африки, М., 1970: е г о
ж е, Пролетарская тема в послевоенной прозе Южно-Африканской Республики,
в кн.: Взаимосвязи африкан-ких литератур и литератур мира, М., 1975; е
г о ж е, Писатели Южно-Африканской Республики о судьбах Африки, в кн.:
Современный революционный процесс и прогрессивная литература (1960 -1970-е
гг.), М., 1976; Саратовская Л. Б., Периодизация литературы банту в Южно-Африканском
Союзе (начальный период), "Народы Азии и Африки", 1963, № 1; е ё ж е, Этапы
развития литературы Южно-Африканской республики, в сб.: Актуальные проблемы
изучения литератур Африки, М., 1969; Современные литературы Африки. Вост.
и Юж. Африка, М., 1974; Mphahlele E., African image, L., 1962; D е k k
е г G., Afrikaanse literatuurgeskiedenis. Johannesburg, 1961; К 1 i m a
V., South African prose writing in English. Prague, 1971.
C. 77. Картузов, В. В. Ошис, Л.
Б. Саратовская.
XIV. Архитектура и изобразительное
искусство
На терр. ЮАР сохранились многочисл.
наскальные рисунки (датировка древнейших колеблется от тысячелетий до неск.
сот лет до н. э.) - петроглифы (изображения огд. животных) и росписи, выполненные
естеств. минеральными красками (более ранние - одноцветные фигуры животных,
более поздние - полихромные композиции, напр, сцены охоты, угона скота,
битв).
Развитие архитектуры ЮАР началось с
сер. 17 в., когда на мысе Доброй Надежды на терр. будущего Кейптауна
был
построен форт (1652). В образовавшейся Капской колонии началось интенсивное
стр-во. В 1666-72 был построен 5-угольный в плане кам. замок (арх. П. Домбаер),
улицы Кейптауна и многочисл. посёлки, возникавшие в колонии, застраивались
зданиями в духе голл. архитектуры 17-18 вв., переработанной в соответствии
с местными условиями. В кон. 18 в. зодчий М. Тибо и скульптор А. Анрейт
внесли в архитектуру ЮАР элементы франц. зодчества эпохи Ренессанса (ордер
в обработке фасадов, пышность и разнообразие фронтонов, богато украшенных
скульптурой, и т. д.). С нач. 19 в., в связи с открытием богатых месторождений
драгоц. металлов и притоком населения, начался интенсивный рост городов
(Порт-Элизабет,
Дурбан, Блумфонтейн, Йоханнесбург, Претория), в застройке к-рых господствовала
эклектика, устойчиво державшаяся до нач. 20 в. В Кейптауне преобладала
неоготика, в Претории удерживались традиции "капской архитектуры", в Йоханнесбурге
- неоклассицизм (арх. X. Бейкер). В кон. 1920-х гг. в архитектуре ЮАР появились
функционалистские постройки (Р. Мартинсен, У. Г. Макинтош), а с 1930-х
гг. на неё оказывали влияние крупные мастера Европы, США, а затем и Лат.
Америки. В благоустроенных р-нах городов строятся адм. центры, здания торговых
фирм, контор, банков, особняки; на окраинах - районы трущоб.
Осн. тип поселения коренных народов
ЮАР - крааль, с загоном для скота в центре, вокруг к-рого располагаются
многообразные по формам хижины и зернохранилища.
Изобразительное искусство. С кон. 18
в. в ЮАР работали европ. скульпторы (А. Анрейт) и живописцы (Т. У. Боулер,
Д. В. Ангас, П. Веннинг, Ч. Пирс, Я. X. Пирниф и др.), оказавшие известное
воздействие на складывание совр. иск-ва страны. Среди совр. художников
наиболее известны живописец Ж. Секото, создавший целую галерею портретов
своих соотечественников, резчик по дереву Кекана. Молодые художники получают
образование в местной художеств, школе Ндалени. Среди них живописцы Дж.
Масике, Э. Нгкобо, А. Нибе, стремящиеся к правдивому отражению жизни совр.
ЮАР, скульпторы Д. Кубхека, С. Кумало, С. К. Седибане, украшающие резными
композициями обществ, и адм. здания. Заметное развитие получила станковая
графика (А. Дламини, Дж. Митчелл), книжная иллюстрация (П. Кларк). Из художеств,
ремёсел распространены обработка металлов, гончарство, изготовление резной
дерев, домашней утвари, обработка шкур, плетение.
Лит.: Воронина В. Л., [Архитектура
Южной Африки], в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 8, 10 - 11, М.,
1969 - 73; Искусство народов Африки, М., 1975.
XV. Музыка
Муз. культура ЮАР включает музыку коренных
обитателей Юж. Африки, белого населения и индийцев. Существуют архаичные
формы музыки (у бушменов, готтентотов) и развитое художеств, творчество
(песни зулу, коса, ансамбли ксилофонистов чопи и др.). Прогрессу нац. культуры
ЮАР препятствует проводимая реакц. правящими кругами политика апартхейда.
На рубеже 19-20 вв. началось интенсивное
развитие творчества коренного населения. Делались попытки модернизировать
традиц. песни (Э. Сонгонга, Р. Калуза), к-рые насыщались остросоциальным
содержанием. В 1-й четв. 20 в. складывается композиторская школа (П. Рейнир,
Г. Фаган, Б. Герстман, А. ван Вейк, Ю. дю Плесси и др.), чему способствовала
деятельность англ, музыканта У. Г. Белла (с 1912 директор Южно-Афр. колледжа
в Кейптауне). Здесь работали также англ, музыканты- дирижёр А. Коутс и
комн. Э. Чисхолм. Создан жанр нац. оперы, среди лучших образцов-"Кинг-Конг"
Т. Матчикизы (1959; исполнялась в Европе и США). Актуальной тематикой насыщены
оперы Г. Скосана и Б. Лешоая, в к-рых творчески преломляются традиции нар.
ансамблевого пения. Известностью пользуются певица М. Макеба, трубач X.
Масекела. Изучением муз. культуры народов ЮАР занимаются Х Трейси (основатель
Афр. муз. об-ва в Йоханнесбурге, Междунар. б-ки афр. музыки) и П. Кёрби.
В ЮАР работают симф. оркестры (в Дурбане, Йоханнесбурге, Кейптауне), об-ва
по пропаганде музыки, уч. заведения, в т. ч. муз. ф-т при Кейптаунском
ун-те, оперная школа при нём, обслуживающие лишь белую часть населения.
Дж. К. Михайлов.
XVI. Театр
Задолго до колонизации у народов банту,
готтентотов и др. существовали традиции исполнения театрализов. рассказов
с муз. аккомпанементом (т. н. нтсоми). Первые любительские представления
европ. поселенцев относятся ко 2-й пол. 18 в. В 1800 в Кейптауне построено
здание афр. театра. Социально-экономич. сдвиги, происшедшие после образования
Южно-Афр. Союза (ЮАС) и 1-й мировой войны, способствовали возрастанию интереса
к театр. иск-ву. В Юж. Африку начали приезжать европ. гастрольные труппы.
В 20-х гг. 20 в. появились первые афр. драматурги, в произв. к-рых нашли
отражение противоречия южноафр. действительности ("Сосуд пива" Модгокенга
на яз. суто, "Девушка, убитая ради спасения" Г. Зломо на яз. зулу). Писатель,
поэт и историк К. Мкайи перевёл на яз. коса мн. пьесы европ. классич. репертуара.
Усиление расизма и установление режима апартхейда в ЮАС после 2-й мировой
войны, введение жёсткой цензуры создали крайне тяжёлые условия для развития
театр, иск-ва. Единственная в стране проф. труппа цветных актёров - Эоанский
театр (создан в Кейптауне в 1934 С. Холтом). Его деятельность способствовала
популяризации музыки, балетного иск-ва, драмы среди цветного населения.
В 1948 в ЮАС была основана Нац. театр, орг-ция. Эта труппа выступает в
городах и посёлках (на языках англ, и африкаанс). Лучшие сценич. площадки
в ЮАР предоставляются зарубежным варьете и др. развлекат. программам. Деятелям
афр. театра разрешаются только инсценировки мифов, религ. сюжетов или же
постановки подделок под фольклор, стилизованных мелодраматич. мьюзиклов.
В Кейптауне работают также университетский т. н. "Литл тиэтр", театр, группы
"Лабиа" и "Хофмейр".
Несмотря на преследования офиц. цензуры,
в 70-х гг. работало неск. любительских коллективов: Театр, совет Наталь
(осн. в 1969 при инд. университетском колледже Наталя, руководители С.
Купер и С. Мудли), "Студия 71", Нар. экспериментальный театр (осн. в 1973),
театр, группы "Кейп флэтс тиэтр" под руководством А. Смола и "Серпент плейере"
в Йоханнесбурге под руководством Ф. Фугарда и др. Спектакли этих коллективов
часто носили остросоциальный характер.
К сер. 70-х гг. большинство прогрессивных
афр. групп распалось в связи с арестом и преследованием их руководителей
и исполнителей.
Лит.: Black theatre in South
Africa, "Fact paper on southern Africa", 1976, v. 2.
Л. Б. Саратовская.
XVII. Кино
Начало кинопроизводства в ЮАР относится
к 1915, когда в Йоханнесбурге были построены киностудия и лаборатория "Киларни".
Первые немые художеств, фильмы "Колонисты" (1916) и "Жертвенный символ"
(1918) рассказывали о завоевании Юж. Африки бурами и англичанами. Эти фильмы,
как и последующие фильмы ЮАР, тенденциозно превозносили героизм белых завоевателей.
Образцом империалистич. пропаганды стали историч. фильмы "Диндака" (1967)
и "Маджуба" (1968). Расистские теории проповедуются и в фильмах др. жанров
- комедиях, мьюзиклах, приключенческих картинах-поделках Д. Уйса, Э. Нофаля,
Я. Ротенбаха. Большинство фильмов отличается бедностью содержания, подражательностью,
гл. роли в них исполняют преим. белые актёры. Из-за жестокой цензуры фильмы,
обвиняющие общество апартхейда, могли быть созданы только подпольно ["Вернись,
Африка" Л. Рогозина (1959), "Конец диалога", снятый группой борцов против
расизма в ЮАР в 1970, и др.]. Наиболее значительное произв.- антирасистские
фильмы Р. Девениша "Боусман и Лена" (1974) и "Гость" (1977).
Г. С. Паповян.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я