ЮМ
(Ншпе) Дейвид (7.5.1711,
Эдинбург, Шотландия,-25.8.1776, там же), английский философ, историк, экономист
и публицист. Сформулировал осн. принципы новоевроп. агностицизма', предшественник
позитивизма.
Род.
в семье небогатого шотл. дворянина. Получил юрид. образование в Эдинбургском
ун-те. В 1739 опубликовал гл. соч. "Трактат о человеческой природе". В
1753-62 работал над восьмитомной "Историей Англии", в к-рой выразил претензии"новых"
тори на роль лидеров блока двух партий англ, буржуазии. В 1763-66 на дипломатич.
службе в Париже. В последние годы жизни участвовал в работе Науч. об-ва
в Шотландии. Славу на родине Ю. принесли "Эссе" (1741) на обществ.-политич.,
морально-эстетич. и экономич. темы.
Теория познания Ю. сложилась в результате
переработки им субъективного идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма
и феноменализма. Первичными восприятиями Ю. считал впечатления внеш.
опыта (ощущения), вторичными - впечатления внутр. опыта (аффекты, желания,
страсти). Считая проблему отношения бытия и духа теоретич. неразрешимой,
Ю. заменил её проблемой зависимости простых идей (т. е. чувств, образов)
от внеш. впечатлений. Отвергая отражение в сознании объективных закономерностей
бытия, Ю. толковал образование сложных идей как психологич. ассоциации
простых идей друг с другом.
С убеждением Ю. в причинном характере
процессов ассоциирования связан центр, пункт его гносеологии - учение о
причинности. Поставив проблему объективного существования каузальных (причинных)
связей, Ю. решал её агностически: он полагал, что эта проблема недоказуема,
т. к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной,
и не похоже на неё. Психологич. механизм, вызывающий убеждение людей в
объективном существовании причинности, основан, по Ю., на восприятии следования
во времени события Б после
А, а также регулярности появления Б
после А; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения
следствия причиной; эта ошибка перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания,
в привычку, и, наконец, в "веру", что в будущем всякое появление А повлечёт
за собой появление Б. Если, по Ю., в науках о природе убеждение в существовании
причинности основано на внетеоретич. вере, то в области наук о психич.
явлениях каузальность бесспорна, ибо она действует как механизм ассоциирования.
Согласно Ю., каузальность надо превратить в ветвь психологии, что он и
стремился осуществить.
Отвергая свободу воли с позиций психич.
детерминизма, Ю. использовал этот вывод для критики понятия духовной субстанции.
Личность, по Ю., есть "...связка или пучок... различных восприятий, следующих
друг за другом..." (Соч., т. 1, М., 1965, с. 367). Критика духовной субстанции
перерастала у Ю. в критику религ. веры, к-рой он противопоставлял привычки
обыденного сознания и расплывчатую "естеств. религию".
В основе этики Ю.- концепция неизменной
человеческой природы. Человек, по Ю.,- существо слабое, подверженное ошибкам
и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки.
Вслед за А. Шефтсбери и Ф. Хатчесоном Ю. считал, что моральные
оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистич. принципа
Ю. перешёл к утилитаризму. Но в поисках мотивов, к-рые заставили бы людей
следовать требованиям "обществ, блага", он обращался к альтруистич. чувству
общечеловеческой "симпатии", к-рое противопоставлял индивидуализму.
Эстетика Ю. сводилась к психологии
художеств, восприятия; прекрасное он толковал как наиболее пригодное к
достижению практич. целей.
В социологии Ю. был противником как
феодально-аристократич., так и бурж. договорных концепций происхождения
гос-ва. Общество, по Ю., возникло в результате разрастания семей, а политич.
власть - из института воен. вождей, к-рым народ "привык" подчиняться. Согласно
Ю., степень законности власти зависит от продолжительности правления и
соблюдения принципа частной собственности. В политич. экономии Ю. отвергал
меркантилизм
и
близко подошёл к трудовой теории А. Смита. Наряду с ТТТ. Монтескье Ю. был
представителем т. н. количеств, теории металлистических денег.
Под влиянием идей Ю. развивалось большинство
позитивистских учений 19- 20 вв., вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма
и лингвистич. философии.
Соч.: The philosophical works, v. 1
- 2, L., 1890; то же, v. 1 - 2, L., 1898; Political discqurces, Edin.,
1752; The life of D. Hume, esquire, written by himself, L., 1777; The letters
of D. Hume, v. 1-2, Oxf., 1932; New letters of D. Hume, Oxf., 1954; в рус.
пер. - Сочинения, т. 1 - 2, М., 1965; X а тчесонф., Юм Д., Смит А., Эстетика,
М., 1973.
Лит.: Энгельс Ф., Положение
Англии. Восемнадцатый век, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; е
г о ж е, Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19; е
г о ж е, Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т.
21; Маркс К., Теории прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1 - 2 (по
указат.); Л е н и н В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 18; В и-
ноградов Н. Д., Философия Д. Юма, т.
1 - 2, М., [1905-11]; Роговин С. М., Деизм и Д. Юм, М., 1908; Михаленко
Ю. П., Философия Д. Юма - теоретическая основа английского позитивизма
20 века, М., 1962; Н аре кий И. С., Философия Д. Юма, М., 1967; его же,
Давид Юм, М., 1973; В u r t о n J. Н., The life and correspondence of D.
Hume, v. 1 - 2, Edin., 1866; Kemp Smith N., The philosophy of D. Hume,
L., 1949; М а с N a b b G. C., D. Hume. His theory of knowledge and morality,
L., 1951; L е г о у A. L., D. Hume, P., 1953; В a s s о n A. H., D. Hume,
Harmondsworth, 1958; Zabeeh F., Hume, precursor of modern empiricism, The
Hague, 1960; David Hume. A Symposium, ed. by D. F. Pears, L., 1963; MossnerE.
C., The life of D. Hume, Oxf., 1970; Hume and the Enlightenment. Essays
presented to E. C. Mossner, ed. by W. B. Todd, Edin., 1974; Forbes D.,
Hume's philosophical politics, Camb., 1975; Jessop Т. Е., A bibliography
of David Hume and of Scottish philosophy from Francis Hutcheson to Lord
Balfour, L., 1938.
И. С. Нарский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я