ЮНГ
(Jung) Карл Густав (26.7.1875,
Кесвиль, близ Базеля,- 6.6.1961, Кюснахт, Цюрих), швейцарский психолог
и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии -
"аналитической
психологии". В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера
в Цюрихе, разработал
технику свободных ассоциаций, превратив её в один из осн. методов психиатрич.
исследования. В 1907-12 один из ближайших сотрудников 3. Фрейда, первый
пред. Междунар. психоаналитич. об-ва (1911-14). Пересмотр Ю. осн. положений
психоанализа
(трактовка
либидо как психич. энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии
неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей
по принципу компенсации,
и др.) привёл к его разрыву с Фрейдом.
В работе "Метаморфозы и символы либидо"
(1912) исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологич. мотивов
в снах пациентов. Исходя из этого, постулировал существование в психике
человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого
слоя- коллективного бессознательного, к-рое, по Ю., есть отражение опыта
прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляют
общечеловеческие первообразы - архетипы (напр., образ матери-земли, героя,
мудрого старца, демона и т. п.), динамика к-рых лежит в основе мифов, символики
художеств, творчества, сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредств.
восприятию и осознаются через их проекцию на внеш. объекты. Центр, роль
среди архетипов Ю. отводил архетипу "самости" (das Selbst) как потенциальному
центру личности в отличие от "Эго" ("Я") как центра сознания. Интеграция
содержаний коллективного бессознательного - цель процесса становления личности
(самореализации, индивидуации). Осн. задача психотерапии - восстановление
нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиц. культурах
динамич. равновесие между ними осуществляется, по Ю., с помощью мифов,
обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке
природы архетипов и коллективного подсознательного позитивистские идеи
переплетаются у Ю. с метафизич. представлениями о психике как некой безличной
субстанции и т. п., граничащими с оккультизмом.
Ю. разработал типологию характеров
("Психологические типы", 1921, рус. пер. 1924), в основе к-рой лежит выделение
доминирующей психич. функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и
преобладающей направленности на внеш. или внутр. мир (экстравертивный и
интровертивный типы). Оказал большое влияние на сравнит, изучение религий,
мифологии, фольклора (К. Кереньи, М. Элиаде и др.; междунар. ежегодник
по проблемам культуры "Eranos-jahrbuch", изд. с 1933 в Цюрихе), а также
эстетику и лит.-художеств. критику (Г. Рид, Великобритания, и др.). В 1948
был создан Ин-т Ю. в Цюрихе, в 1958 - Междунар. об-во аналитич. психологии
(с 1955 - журн. "Journal of Analytical Psychology" в Лондоне).
Соч.: Gesammelte Werke, 17 Bd, Z.-
Stuttg., 1958 - ; Posthume Autobiographie, 4 Aufl,, 2., 1967; в рус. пер.
- Психоз и его содержание, СПБ, 1909.
Лит.: Аверинцев С. С., "Аналитическая
психология" К. Г. Юнга и закономер. ности творческой фантазии, "Вопросы
литературы", 1970, №3; Fordham F., An introduction to Jung's psychology,
L., [1953]; Jacobi J., Die Psychologie von C. G. Jung, 5 Aufl.,Z.-Stuttg.,
1967; Meier C. A., Experiment und Symbol. Arbeiten zur komplexen Psychologie
C. G. Jungs, Z., 1975.
Д. H. Ляликов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я