ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
идеалистич.
система взглядов, в соответствии с к-рыми право и гос-во рассматриваются
как основа и главный движущий фактор общественного развития. Ю. м. складывалось
в ходе борьбы буржуазии против феод, отношений и абсолютизма. Ф. Энгельс
наз. Ю. м. "классическим мировоззрением буржуазии" к-рое приходит на смену
теологич. мировоззрению ср. веков. Гносеологически представления о праве
как первооснове общества связаны с тем, что правовые формы простого товарного
произ-ва, выраженные ещё римским правом, оказались необходимыми
и для отношений капиталистич. товарного х-ва. Поскольку эти правовые формы
пережили смену обществ, формаций и разных политич. систем, возникла иллюзия,
будто они и есть наиболее прочная и совершенная основа общества. В период
становления капитализма существенно возросла роль права как в экономике,
так и в политике,
что также способствовало упрочению Ю. м. Хотя Ю. м. подчёркивало
важность правовых начал и законности в жизни общества, выступало с антифеод,
требованием "заменить правление людей правлением закона", оно в смещённом
виде изображало действительные закономерности обществ, развития. Ю. м.
абсолютизировало правовую форму обществ, отношений, маскируя их реальное
социальное содержание: на деле бурж. закон скрывал за юридич. равноправием
фактич. неравенство, за формулой свободы договора - экономич. принуждение
и т. д. На Ю. м. был основан и т. н. юридический социализм А. Менгера и
др. - реформистская теория о возможности перерастания капитализма в социализм
исключительно путём совершенствования законов.
В процессе превращения пром. капитализма
в монополистический, потребовавшего значит, правовых модификаций, в условиях
обострившихся классовых антагонизмов Ю. м, теряет своё доминирующее положение.
Вместе с тем юридическо-мировоззренческие тенденции проявляются в совр.
бурж. юридич. науке, в попытках считать бурж. право одним из средств коренной
трансформации капитализма.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я