ЯДЕРНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
ядерная
энергетическая установка, предназначена для использования, как правило,
на трансп. средствах.
Осн. сфера применения Я. с. у.- атомный
флот. Это объясняется рядом преимуществ Я. с. у. перед корабельными
установками на обычном топливе: практически неогранич. автономность плавания,
большая мощность на валу, и, как следствие, возможность длительно использовать
высокую скорость хода. Я. с. у. состоит из ядерного реактора с оборудованием
и паро- или газотурбинной установки, посредством к-рых тепловая энергия,
выделяющаяся в реакторе, преобразуется в механич. или в электрич. энергию.
Наибольшее распространение в Я. с. у. получили
водо-водяные реакторы
под
давлением.
Преимуществ, использование Я. с. у.
на судах, в первую очередь на подводных лодках, обусловлено тем, что Я.
с. у. при работе не требуют кислорода, благодаря чему подводные лодки могут
более длительное время находиться в погружённом состоянии. В 1959 в Сов.
Союзе было построено первое невоенное судно с Я. с. у.- атомный ледокол
"Ленин".
В дальнейшем были построены более мощные атомные ледоколы - "Арктика" (1974)
и "Сибирь" (1977). В 60-
70-х гг. за рубежом также были построены
трансп. эксперимент, суда невоенного назначения, оснащённые Я. с. у., -
"Саванна" (США), "Отто Ган" (ФРГ), "Муцу" (Япония).
В разное время в ряде стран велись
разработки возд. трансп. средств с Я. с. у. (самолётов, дирижаблей), однако
к 1978 работа по ним не вышла за рамки технико-экономич. исследований и
проектных проработок. Несколько дальше продвинулись работы по Я. с. у.
для космических летательных аппаратов', напр., в США (проект Nerva)
работы были доведены до стадии стендовых испытаний. Ю. И. Корякин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я