ЯЗЫК

ЯЗЫК стихийно возникшая в человеческом
обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых
знаков (см. Знак языковой), предназначенная для целей коммуникации
и
способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.
Признак стихийности возникновения и развития, а также безграничности области
приложения и возможностей выражения отличает Я. от т. н. искусственных,
или формализованных, языков, к-рые используются в др. отраслях знаний (см.
Искусственные
языки, Информационные языки, Язык программирования, Информационно-поисковый
язык),
и от различных систем сигнализации, созданных на основе Я. (азбука
Морзе, знаки уличного движения и др.). По признаку способности выражать
отвлечённые формы мышления (понятие, суждение) и связанному с этой
способностью свойству дискретности (внутр. членимости сообщения) Я. качественно
отличается от т. н. Я. животных, представляющего собой набор сигналов,
передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых
условиях. Сообщение животных может быть основано только на непосредств.
опыте. Оно неразложимо на различит, элементы и не требует речевого ответа:
реакцией на него служит определённый образ действий. Владение Я. составляет
одну из важнейших черт, выделяющих человека из мира животных. Я. есть в
одно и то же время условие развития и продукт человеческой культуры.


Будучи в первую очередь средством выражения
и сообщения мыслей, Я. самым непосредственным образом связан с мышлением.
Не случайно единицы Я. (слово, предложение) послужили основой для
установления форм мышления (понятия, суждения). Связь Я. и мышления трактуется
в совр. науке по-разному. Наибольшее распространение получила точка зрения,
согласно к-рой мышление человека может совершаться только на базе Я., поскольку
само мышление отличается от всех др. видов психич. деятельности абстрактностью
(абстрактными понятиями). Вместе с тем результаты науч. наблюдений врачей,
психологов, физиологов, логиков и языковедов показывают, что мышление происходит
не только в абстрактно-логич. сфере, но и в ходе чувственного познания,
в пределах к-рого оно осуществляется материалом образов, памяти и воображения;
мышление композиторов, математиков, шахматистов и т. п. не всегда выражается
в словесной форме. Начальные этапы процесса порождения речи (т. н. интенция)
тесно связаны с различными невербальными (несловесными) формами мышления.
По-видимому, мышление человека представляет совокупность различных типов
мыслит, деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга, а словесное
мышление - лишь главный из этих типов. Поскольку Я. тесно связан со всей
психич. сферой человека и выражение мыслей не составляет его единственного
назначения, он не тождествен мышлению.


Связь с отвлечённым мышлением обеспечивает
Я. возможность, осуществляя коммуникативную функцию, передавать любую информацию,
в т. ч. общие суждения, сообщения о предметах, не присутствующих в ситуации
речи, о прошлом и будущем, о фантастич. или просто не соответствующих действительности
ситуациях (ср. ложные высказывания). С др. стороны, благодаря наличию в
Я. знаковых единиц (слов), выражающих отвлечённые понятия, Я. определённым
образом организует знания человека об объективном мире, расчленяет их и
закрепляет в человеческом сознании. В этом состоит вторая осн. (после коммуникативной)
функция Я.-


функция отражения действительности,
т. е. формирования категорий мысли и, шире, сознания. Взаимообусловленность
коммуникативной функции Я. и его связи с сознанием человека была указана
К. Марксом: "Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое,
существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для
меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает
лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми"
(М арке К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 29). Наряду с двумя
основными Я. выполняет ряд др. функций: номинативную (наименование объектов
действительности), эстетическую (ср. эстетич. воздействие поэтич. слова),
магическую (культовую, ритуально-религиозную), эмоционально-экспрессивную
(выражение эмоциональных реакций), апеллятивную (воздействие на адресат)
(см. Функция в языкознании).


Различаются две формы существования
Я., соответствующие противопоставлению понятий "язык" и речь. Я.
как система имеет характер своеобразного кода; речь является реализацией
этого кода. Речь может рассматриваться в статич. аспекте - как текст, и
в динамич. аспекте - как речевая деятельность, представляющая собой форму
социальной активности человека. Я. обладает спец. средствами и механизмами
для образования конкретных речевых сообщений. Действие этих механизмов
(напр., отнесение имени к конкретному предмету) позволяет "старому" Я.
прилагаться к новой действительности, создавая речевые высказывания. Как
одна из форм социальной активности речь (речевая деятельность) обладает
признаками сознательности (намеренности) и целенаправленности. Без соотнесения
с определённой коммуникативной целью предложение не может стать фактом
речи (речевого общения). Коммуникативные цели, имеющие универсальный характер,
разнородны (сообщение нек-рого суждения, запрос о получении информации,
побуждение адресата к действию, принятие на себя обязательства и пр.).
Нек-рые действия, поступки немыслимы без речевых актов (обещание, извинение,
поздравление и пр.). Речь необходимо участвует и во мн. др. видах социальной
активности. Все формы лит. деятельности, пропаганда, полемика, спор, договор
и др. возникли на базе Я. и осуществляются в форме речи. При участии речи
происходит организация труда, а также мн. др. видов обществ, жизни людей.


Я. обладает лишь ему свойственными
чертами, делающими его уникальным явлением. В той и др. форме существования
Я. выделяются нац.-специфич. и универсальные признаки. К числу универсальных
относятся все те свойства Я., к-рые соответствуют общечеловеческим формам
мышления и видам деятельности. Универсальны и те свойства Я., к-рые позволяют
ему осуществлять своё назначение (наличие различит, элементов формы и значения,
дискретность), а также те его характеристики, к-рые возникают как следствие
единых для всех языков закономерностей развития (напр., асимметрии в отношении
формы и содержания). К числу нац.-специфических относятся конкретные особенности
членения, выражения и внутренние организации значений.


Совпадение структурных черт объединяет
языки в типы (ср. флективные, агглютинативные и др. языки). Близость материального
инвентаря единиц, обусловленная общностью происхождения, объединяет языки
в группы, или семьи (индоевропейская, тюркская и др. семьи языков). Структурная
и материальная общность, сложившаяся в результате
языковых контактов,
объединяет
языки в языковые союзы (ср. балканский языковой союз).


Знаковая природа Я. предполагает наличие
в нём чувственно воспринимаемой формы - плана выражения, и нек-рого
чувственно не воспринимаемого смысла - плана содержания, материализуемого
при помощи этой формы. Звуковая материя (см. Звуки речи) является
осн. и первичной формой выражения смысла. Существующие виды письменности
(кроме иероглифической; см. Письмо) - лишь транспозиция звуковой
формы в зрительно (или осязательно) воспринимаемую субстанцию. Они являются
вторичной формой плана выражения. Поскольку звуковая речь развёртывается
во времени, она обладает признаком линейности, к-рый обычно сохраняется
и в формах письменности.


Связь между сторонами языкового знака
- означающим и означаемым - произвольна: то или др. звучание
не предполагает с необходимостью строго определённого значения, и наоборот.
Произвольностью знака объясняется выражение в разных языках разными звуковыми
комплексами одного и того же или сходного значения (ср. рус. "дом", англ,
house, франц. maison). Поскольку слова родного языка вычленяют понятия,
разграничивают их и закрепляют в памяти, связь между сторонами знака для
носителей языка не только прочна, но и естественна, органична.


Способность соотносить звук и значение
составляет существо Я. Материалистич. подход к Я. подчёркивает неразрывность
связи значения и звучания и в то же время её диалектически противоречивый
характер. Естественно развивающиеся языки (в отличие от искусственных кодов)
допускают варьирование звуков, не связанное с изменением значения, а также
изменение значения, не влекущее за собой с необходимостью варьирования
звучания. В результате этого одному значению могут соответствовать разные
последовательности звуков (т. н. гетерофония, см. Синонимы),
и одному
звучанию - разные значения (т. н. гомофония, см. Омонимы).
Асимметрия
в соотношении звуковой и смысловой сторон языковых знаков не препятствует
коммуникации, поскольку арсенал средств, выполняющих смыслоразличит. роль,
состоит не только из постоянных, образующих систему Я. единиц, но и из
множества переменных, к-рыми пользуется человек в процессе выражения и
понимания нек-рого содержания (порядок следования единиц Я., их синтаксич.
позиция, интонация, ситуация речи, контекст, паралингвистич. средства -
мимика, жесты и др.).


В большинстве языков выделяется следующий
ряд звуковых единиц: фонема (или звукотип), в к-рой слиты акустич.
черты (дифференциальные признаки фонемы) благодаря единству (симультанности)
произношения; слог, объединяющий звуки выдыхат. толчком; ф о н ет
и ч. слово, группирующее слоги под одним ударением; речевой такт, объединяющий
фонетич. слова при помощи ограничит, пауз, и, наконец, фонетич. фраза,
суммирующая такты единством интонации.


Наряду с системой звуковых единиц существует
система знаковых (двусторонних) единиц, образуемая в большинстве языков
морфемой,
словом,
словосочетанием
и
предложением. Благодаря наличию в Я. значимых единиц, различные комбинации
к-рых создают высказывания, а также вследствие теоретич. неограниченности
объёма предложения из конечного набора исходных элементов (словаря) может
быть создано бесконечное количество сообщений.


Членение (сегментация) речи на звуковые
элементы не совпадает с её членением на двусторонние (знаковые) единицы
(т. н. принцип двойного членения). Различие в сегментации определяется
не только тем, что слог не совпадает в части языков с морфемой, но и разной
глубиной деления речи на звуковые (односторонние) и значимые (двусторонние)
единицы: пределом сегментации звукового потока является звук (единица артикуляции,
фонема), не обладающий собств. значением. Этим обеспечивается возможность
создания огромного числа различающихся по звуковому составу значимых единиц
(морфем, слов) из очень ограниченного инвентаря звуков (фонем).


Знаковый, или семиотический, характер
Я. как системы предполагает, что она организована принципом различительное™
образующих её единиц. При минимальности различий звучания или значения
единицы Я. образуют оппозиции по определённому признаку (см. Оппозиция
в
лингвистике). Противопоставленные единицы находятся между собой в
парадигматических
отношениях,
основанных на их способности к различению в одной и той
же речевой позиции. Между единицами Я. возникают также отношения по смежности,
определяющиеся их способностью к сочетаемости (см. Синтагматические
отношения).
Парадигматич. и синтагматич. отношения соответствуют двум
осн. принципам построения речи: выбору элементов для выражения нек-рого
содержания и их комбинации.


Передачу информации языком можно рассматривать
не только с точки зрения организации его внутр. структуры, но и под углом
зрения организации его внеш. системы, т. к. жизнь Я. проявляется в общественно-типизированных
формах его использования. Социальная сущность Я. обеспечивает его адекватность
обществ, устройству. Функции Я. социально обусловлены.


Все виды варьирования Я., возникающие
под действием внеш. факторов (временных, пространственных, социальных)
и имеющие ту или иную функцию в социуме, составляют внеш. систему данного
Я. в данный период времени. Общей основой и источником организации внеш.
системы являются языковое состояние и языковая ситуация. Компоненты, характеризующие
состояние Я., слагаются из форм существования Я. и форм их реализации (устная,
письменная). К осн. формам существования Я. относят
диалект (терр.
и социальный) и литературный язык. Между этими крайними позициями
располагаются различные типы обиходно-разг. койне
и просторечие.
Терр.
диалект является территориально-огранич. формой существования Я. Его коммуникативная
сфера замыкается бытовым общением, функционально-стилевые возможности минимальны.
В донациональный период обществ, развития диалекты были осн. формой существования
Я. Функционально-стилистич. дифференциация в этот период может вообще отсутствовать,
но чаще всего из диалектов, оказавшихся в единой ситуации, выдвигаются
какой-то диалект или диалекты на роль тех или иных функциональных стилей
(см. Стиль языковой,
Стилистика).
Такой способ формирования
функционально-стилистич. систем паз. экстенсивным. Появление наддиалектных
форм, имеющих характер функционально-стилистич. образований (обиходно-разг.
речь, формы речи, связанные со сферами поэзии, религ, культов, сакрально-правовых
и социально-правовых отношений и т. д.), знаменует собой новый этап в развитии
языковых состояний и функциональных систем. Наддиалектное состояние носит
экстенсивно-интенсивный характер, поскольку оно определяется не просто
набором отд. диалектов-стилей, но своеобразным сводом обобщённых форм речи
(на базе диалектов), используемых в функциональных целях.


В период существования нации и нац.
языка диалекты оказываются в единой ситуации с лит. языком и противостоят
ему как низшие формы речи высшей. Термином "социальные диалекты" обозначают
варианты речи (лексич. подсистемы), к-рые сложились в нек-рых социальных
группах общества: проф. лексич. системы (язык рыболовов, охотников и т.
д.), групповые, или корпоративные, жаргоны (учащихся, спортсменов, коллекционеров,
солдат и т. д.), жаргоны деклассированных элементов (воровские жаргоны),
условные, или тайные, языки (ремесленников, торговцев, нищих и т. д.).
Социальные диалекты имеют терр. различия. Их употребление сходно с использованием
функциональных стилей, однако в функциональной системе языка они занимают
периферийное, а не центр, положение. Обиходно-разг. койне складываются
из концентрации диалектов и выступают в качестве устной формы общения на
территории, где сосуществуют неск. диалектов, или в городах (городские
койне). Просторечие относится к средствам регионально-неограниченного устного
общения. В нём используются нелитературные пласты лексики и нерегламентированные
синтаксич. построения. В отличие от устной формы лит. языка, к просторечию
прибегают только при неофиц. общении.


Лит. язык имеет ряд признаков, к-рые
принципиально отличают его от др. форм существования языка: обработанность,
нормироаанность, широта общественного функционирования, общеобязательность
для всех членов коллектива, развитость функционально-стилистич. системы.
Полнота проявления этих признаков достигается в период формирования нации,
когда лит. яз. сам становится важным фактором нац. консолидации. Он является
высшей формой нац. языка и противостоит в этом смысле всем др.формам существования
языка, одновременно взаимодействуя с ними.


Я. возник одновременно с возникновением
общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей.
"...Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность
что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая
гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции
для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить
один членораздельный звук за другим" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 489). Биологич. предпосылками человеческого
Я. явились сложные двигат. и звуковые формы сигнализации, существовавшие
у высших животных, прежде всего антропоидных обезьян, сравнительно высокое
развитие их мозга, периферич. голосового аппарата и стадный образ жизни
со сложными внутристадными отношениями. В процессе перехода от животных
предков к человеку, длившегося миллионы лет, на стадии питекантропов и
синантропов, когда возник труд в собственном смысле слова, связанный с
изготовлением орудий, начинает формироваться вторая, речевая, сигнальная
система; звуки из средств выражения эмоций и инстинктов поведения постепенно
становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, начинают
выполнять функции преднамеренного сообщения; складывается относительно
устойчивая связь между представлением о предмете и ощущениями речедвигат.
аппарата со слуховым образом звука. От элементарных, нечленораздельных
звуковых комплексов первобытные люди - по мере усложнения процесса материального
производства, общественных отношений и сознания - постепенно переходили
ко всё более сложным обобщённым звуковым комплексам. Как показывают археологич.
материалы, формирование членораздельной речи с её специфич. чертами происходило
на стадии кроманьонца (поздний палеолит), о чём свидетельствует, в частности,
строение его периферич. органов речи. Это было связано с возникновением
homo sapiens и родового общества.


Возникновение членораздельной речи
явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания.
Через Я. реализуется преемственность различных поколений и ист. эпох. История
каждого Я. неотделима от истории народа, владеющего им. Первоначально родо-племенные
Я. по мере слияния племён и образования народностей трансформировались
в Я. народностей, в дальнейшем, с образованием наций в период становления
бурж. отношений, возникли единые нац. языки.


Будучи связан с мышлением и психологией
человека, его жизнью и общественным сознанием, историей народов и их обычаями,
отражая нац. специфику и культуру народов, являясь формой выражения для
лит-ры и фольклора как видов искусства, будучи осн. источником знаний о
внутр. мире людей, обладая определённой чувственно воспринимаемой формой,
Я. является источником получения косв. данных для гуманитарных и естеств.
наук: философии, логики, истории, этнографии, социологии, юриспруденции,
психологии и психиатрии, литературоведения, информатики, семиотики, теории
массовой коммуникации, физиологии мозга, акустики и др. Я. во всей совокупности
образующих его аспектов является непосредств. объектом изучения языкознания.


Лит.: Маркс К., Энгельс Ф.,
Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Э нг е л ь с Ф., Диалектика природы,
там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 29; П о т е бн я А. А., Мысль и язык, 3 изд., Хар., 1913; его же, Из
записок по русской грамматике, т. 1-2, М., 1958; Сепир Э., Язык, пер. с
англ., М. - Л., 1934; Вандриес Ж., Язык, пер. с франц., М., 1937; Б а л
л и Ш., Общая лингвистика и вопросы французского языка, пер. с франц.,
М., 1955; Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958; Ельмслев
Л., Пролегомены к теории языка, пер. с англ., в сб.: Новое в лингвистике,
в. 1, М., 1960; Б о д уэн де Куртенэ И. А., Избранные труды по общему языкознанию,
т. 2, М., 1963; Карцевский С., Об асимметричном дуализме лингвистического
знака, пер. с франц., в кн. :3вегинцев В. А., История языкознания XIX -
XX вв. в очерках и извлечениях, 3 изд., ч. 2, М., 1965; Виноградов В. В.,
Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития,
М., 1967; Будагов Р. А., Литературные языки и языковые стили, М., 1967;
его же, Человек и его язык, 2 изд., М., 1976; Блумфилд Л., Язык, пер. с
англ., М., 1968; Общее языкознание, т. 1 - Формы существования, функции,
история языка, М., 1970; Панфилов В. 3., Взаимоотношение языка и мышления,
М., 1971; Общее языкознание, т. 2- Внутренняя структура языка, М., 1972;
Б е н в ен и с т Э., Общая лингвистика, пер. с франц., М., 1974; СоссюрФ.
де, Труды по языкознанию, пер. с франц., М., 1977; Н u info о 1 d t W.
von, Gesammelte Schriften, Bd 1 - Werke, В., 1903; В и h 1 е г К., Sprachtheorie,
Jena, 1934; Gramsci A., Opere, v. 2 - П materialismo storico e la filosofia
di Benedetto Groce, 4 ed., Torino, 1952; H a vT a n e k В., On comparative
structural studies of Slavic standard languages, t. 1, Prague, 1966.


H. Д. Арутюнова, Б. Л. Серебренников
(язык
и мышление), Г. В. Степанов (формы существования языка),
А. Г.
Спиркин
(происхождение языка).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я